Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ГЛАВА ПЯТАЯ.

ОСОБЕННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЕГО В ДОЛЖНОСТЬ КОМНАТНОГО СТАРШЕГО

О ВАЖНОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТОЙ ДОЛЖНОСТИ И ДОБРОСОВЕСТНОМ ПРОХОЖДЕНИИ ЕЕ.

I. Кто может быть комнатным старшим в Духовно-учебных заведениях, кем они определяются?

536. Если твое начальство, по переходе твоем в Высшее отделение, назначит тебя, за твои отличные успехи в науках и благонравие, в должность комнатного старшаго, и Преосвященный Архипастырь утвердит это назначение: то старайся проходить, при помощи Божией эту должность совершенно по совести; будь верен, доверяющему тебе, твоему начальству, а заботься об истинном, душевном благе, поручаемых твоему надзору, воспитанников.

II. Какие обязанности старшего в отношении к поручечным его надзору воспитанникам?

537. Знай, что служение твое, в должности старшаго, есть почти тоже, что служение гувернеров в домашнем воспитании, или комнатных надзирателей в светских учебных заведениях. Принимая должность старшего, ты обязываешься не только пресекать распространение между воспитанниками каких-либо шалостей, или пороков;—не допускать их до нарушения правил училищного порядка, но и споспешествовать высшему Семинарскому начальству, к распространению между ними правил благонравия, внушать воспитанникам, как они должны поступать в тех или других случаях,—что прилично для них, и что неприлично, и утверждать в юных сердцах их дух истинного Христианского благочестия.

III. Как смотреть старшему на общество порученных его надзору воспитанников?

538. Считай духовных воспитанников, поручаемых твоему смотрению, как-бы первою словесною паствою, доверяемою тебе для нравственного водительства;—смотри на свое служение, в должности старшаго, как на практическое приготовление к своему будущему, Пастырскому служению. В самом деле, если к обязанности священнодействования ты практически приготовляешься молитвенными домашними упражнениями и участвованием в чтении и пении на клиросе и прислуживанием в алтаре—при общественных Богослужениях; если к обязанности общественного учительства ты приготовляешься также чрез сочинение проповедей и чрез произношение их в храме Божием: то, исполняя правильно и добросовестно должность старшего, ты действительно можешь чрез это практически приготовляться к третьей обязанности твоего будущего звания—к Пастырскому служению.

IV. Как важны обязанности старших и в состоянии ли сами воспитанники исполнять их?

539. Нет сомнения, что поручаемая тебе должность комнатного старшего очень важна; тебе, при этом, уделяется, как - бы, часть обязанностей самого вашего Инспектора,—первого блюстителя доброй нраветвенности в воспитанниках Семинарии; ты делаешься непосредственным наблюдателем за поведением воспитанников,—первым и ближайшим воспитателем их: но можво надеяться, что, по своему умственному образованию, и по своему возрасту, при помощи Божией и собственной благонамеренности и усердии, ты можешь с желанным успехом проходить ее. Ибо, если, чрез несколько времени, тебе, в сане Священника, могут быть поручаемы, для нравственного воспитания, целые приходы, состоящие из Христиан всякого звания, возраста и состояния: то и теперь можно поручить тебе 10 или 12 юнейших духовных питомцев с тем, чтобы, под наблюдением Инспектора и его помощников, ты руководил их на пути нравственного усовершенствования.

V. Чем старшие могут руководствоваться в исполнении своих обязанностей?

540. Руководством для тебя, к полному и обстоятельному уразумению обязанностей старшего и правильному и полезному для блага Семинарии и Церкви Божией прохождению сих обязанностей, должны служить все, выдаваемыя от Семинарского начальства, инструкции и правила (*). В случае же каких-либо сомнений, недоумений, не только можешь, но и должен, во всякое время, обращаться за советами и наставлениями к своим Начальникам. Можешь также в сношениях с другими старшими узнавать от них, как кто кого(не упоминая о лице) исправил от какой - либо шалости, или приучил к исполнению какого либо доброго правила, и потом, при случае, пользоваться этим способом, если он хорош.

(*) При наблюдении за нравственным состоянием духовных воспитанников, старайся обращать внимание: 1) на усердие их к делам Веры,—II) на внимательность к приказаниям начальства,—III) за любовь к учению,—IV) за их свойства внешния и внутренния,—V) за склонности и привычки и VI) на отношения к товарищам и вообще ко всем другим людям. При составлении же третного отчета начальству о своих наблюдениях, может иметь в виду следующие пункты.

I. Об усердии к молитве.

  1. Кто с каким расположением духа присутствует на общих, домашних и церкорных молитвах и Богослужениях?
  2. Не имест ли обычая, кроме общих молитв, один,— при других, или тайно,—молиться Богу?
  3. Имеет ли любовь к царкому чтению и пепию, и участвуст ли в них?
  4. Не просыпает ли общпх молитв, не опаздывает ли в церковь, или и совсем иногда опускает Богослужение?
  5. Изображает ли на себе крестное знамение, выходя из дома, приходя в дом или класс, проходя мимо церкви, или св. иконы, при принятии пищи, пития п проч.?

II. 0 внимании к приказаниям началъства.

  1. Всегда ли и охотно ли исполняет приказания начальства, напр. касательно своевременного стрижения волос, и т. под?
  2. Не осмеливается ли,—между товарищами, и в других местах,—толковать, в худую сторону, начальственных распоряжений?
  3. Внимательно ли слушает когда кто из высших его делает ему замечания или наставления?

III. 0 любви к учению.

  1. Ревностен ли к исполнению срочных ученических дел, как то: приготовления уроков сочинений, переводов с одного языка на другой и прочее.
  2. Не занпмается ли чем по исполнении сих дел? и чем именно: чтением ли или переписыванием хороших сочинений, или собственным сочинением? и ведет ли журнал своих произвольных занятий?
  3. Не опускает ли дел классических, для таких произвольных, хотя бы и полезных, занятий?

IV. О свойствах внешних и внутренних.

  1. Опрятен ли, или неряшлив? Одежду имеет приличную или худую? Починивает ли сам свою одежду, напр. пришивает ли оторвавшиясяпуговицы и т.п.? >li>2. В порядке ли содержит свой сундук, и вообще все свои вещи, или как попало?
  2. Расчетлив ли, или расточителен? скуп или подельчив?
  3. Смирен ли, или занят собою? Вял или резв? Угрюм или весел? Степенен или разсеян? молчалив или говорлив, и о каких предметах более всего любит говорить: о науках, о хозяйстве, или о чужих поступках?

V. 0 склонностях и привычках добрых и худых.

  1. Не имеет ли способностей, склонности и опытности в пении, рисовании, музыке, или других каких ремеслах и искусствах? и, если имеет, то в какой степени?
  2. Не нюхает ли или не курит ли табаку? Не пьеть ли водки, или пива, или виноградных вин? Не читает ли романов и сказок? Не участвует ли в играх на интерес? Не посещает ли публичных гуляний? К чему либо из этого имеет привычку, или только иногда, временно увлекается?

VI. Об отношениях к ближним.

  1. Общителен ли, или любит уединение, и для чего уединяется?
  2. Участвует ли в играх с товарищами, и почему, по склонности, или для моциона? Или не участвует,—опять почему,—считает низким., наприм. играть в лапту, или от вялости характера?
  3. Миролюбив или сварлив? любит спорить и поставить на своем—доказать хотя бы неправду,—или уступчив? В разговорах горячится, или говорит спокойно? Склонен к ссорам и мстителен, или равнодушно переносит обиды?
  4. Имеет влияние на других товарищей, и чем приобретает его, или сам подчиняется чуждому влиянию?
  5. Дружелюбен ли, и сам ли заискивает от других дружбу, или другие ищут его дружества? С кем из духовных воспитанников имеет особенную дружбу? На чем основана и в чем состоит эта дружба?
  6. Услужлив ли, или гордится и ленится оказать услугу ближнему? Верен ли своему слову, или непостоянен?
  7. Вообще любим ли товарищами, или и уважаем и чем приобрел это? Или не любим, и даже нетерпим, и за что подвергается такому несчастию: за дурныя свойства свой, или быть может, за то, что не участвует с ними в каких либо шалостях?!

VI. Какие способы должны употреблять старшие к исправному прохождению своих обязанностей?

541. Старайся держать себя между воспитанниками, поручаемыми твоему надзору, не как их начальник, а как старший брат, и с братскою любовью и заботливостию пекись о нравственном усовершенствовании каждого из них. Самый лучший способ для тебя к достижению сей главной цели твоего служения,— нравственного усовершенствования доверенных тебе воспитанников,—без сомнения, есть твой собственный пример исправности во всех своих обязанностях и истинного благочестия.—Как нарушением инструкции, или нравственных правил, внушаемых начальством, ты бы более всего соблазнил и скорее всего развратил доверенных тебе воспитанников: так всуклонным соблюдением сих правил ты вернее всего можешь расположить их к благоповедению, подобно тому, как и Священник, прежде всего, собственным примером доброй жизни должен учить своих прихожан благочестию.

542. Воспитанников, не охотно исполняющих добрыя внушения начальства и всегда уклоняющихся от исполнения сих внушений, всегда сначала старайся сам кроткими вразумлениями наставлять и располагать к доброму,— приличному для будущего Пастыря Церкви Христовой,—поведению. Если же какой воспитанник твоих кротких, братских вразумлений не послушает, о таком ты должен доносить своему Инспектору не с тою целию, чтобы подвергнуть его наказанию за это; но из желания истинного добра такому воспитаннику, чтобы начальник употребил свои меры к исправлению его, когда он не слушает твоих братских вразумлений. Так бывает и между родными, искренно любящими друг-друга, братьями: если один из них замечает в другом какие - либо неисправимые шалости; то не скрывает их от своего родителя, но хотя со слезами, а доносит ему о них.

VII. Что должно побуждать комнатных старших к верному и добросовестному исполнению своих обязанностей?

543. Всемерно должен ты стараться содействовать своему начальству, в нравственном усовершенствовании порученных твоему надзору воспитанников. К этому должны располагать тебя: а) братская любовь к, воспитанникам;—6) высокое доверие к тебе со стороны твоих начальников;—е) добрые плоды для тебя и для Церкви Божией от верного исполнения тобою своих обязанностей, ) страшная ответственность пред Богом за нерадивое прохождение своей должности и за ложь пред начальством.

а) Братская любовь должна побуждать тебя не только останавливать воспитанников от непозволаительных дел, но и научать их добрым правилам. В самом деле, какой брат не желает видеть своего родного брата добрым и благочестивым, не радуется, когда он действительно бывает таков, не скорбит, замечая в нем те или другия шалости и не старается исправить его от них? Как же непростительно, после этого, если ты, как старший брат, между порученными твоему надзору воспитанниками не будешь руководствоваться, при исполнении своих обязанностей, сими же, врожденными человеку, чувствованиями?

б) Начальство доверяет тебе одно из важнейших дел, поручает тебе часть своих обязанностей, поставляет тебя, как-бы самым первым и ближайшим воспитателем духовного юношества, и чрез то дает тебе возможность практически приготовляться к прохождению будущего твоего, Пастырского служения. При представлении этого, ты можешь понять, как бы ты был низок и не достоин своего звания, если бы не усердно и не добросовестно исполнял порученную тебе должность! Недоетоинство старшаго, злоупотребляющого своею должностию, еще увеличится, если представишь себе, что в иных местах или домах наемники,—часто люди пришлые, совершенно чужие и по вере и по званию,—и те честно и усердно исполняют обязанности гувернеров: а ты,—не наемник, а облеченный в должность старшего по доверенности к тебе,—не чужой восппитанникам, а брат и друг их,—не пришлый и неизвестный человек, а свой и будущий служитель алтаря Господня! Низость такого поведения,—т. е. если бы ты не стал заботиться о нравственном усовершенствовании порученных тебе воспитанников,—нет слов и выразить.

в) Добрые надежды ты будешь подавать о себе своему начальству, если, во вверенной тебе комнате, постоянно будет соблюдаться должный порядок,—когда воспитанники, под твоим надзором, не только не будут предаваться каким либо шалостям, но постоянно будут отличаться, как любовию к наукам, так и усердием к делам благочестия! Счастлив ты будешь, если, как добрый Пастырь, знающий овец своих, и ты будешь стараться узнавать все свойства и склонности вверенных тебе воспитанников, и заботиться ленивых к учению побуждать к занятиям науками, склонных к разсеянности отвращать от шалостей, а воспитинников добрых, примером своим и благовременными и благоразумными внушениями, вести к большему и большему совершенству в добродетели. Ты не можеть не быть любимым от своих начальников, и, на верное, услышишь и от Господа сей глас: «добр, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю» (Матф. 25. 21.) г) Напротив, как бы ты был жалок, если бы,—будучи нерадивым к исполнению своих обязанностей и неверным,—ты не внимательно наблюдал за порученными тебе воспитанниками, и чрез то приучал их к разленению, к разслаблению и ко всяким безпорядкам;—если бы ты или совсем не старался знать о шалостях воспитанников, или зная , не отклонял их от оных, и тем способствовал бы к укоренению в юных сердцах их дурных склонностей, к образованию в них худых привычек! Не говоря о настоящем зле, — какое зло от этого в будущем?—Эти воспитанники, которые, под надзором твоим, в юности не приучатся к порядку и исполнению своего долга, будут со временем порочными людьми,—эти порочные люди могут сделаться Священниками, и будут недостойными и нерадивыми Пастырями,— эти недостойные Пастыри не только не будут учить добру, но будут примером своим соблазнять на зло целые тысячи душ Христианских, драгоценных для Господа, купленных ценою крови Единородного Сына Божия. Целое море зла может проистекать от того только, что старший, поставленный быть надзирателем за воспитанниками, не так, как должно, исполняет свои обязанности! И за все это зло он—нерадивый старший, первый и должен будет отдать отчет Богу; потому что достойни смерти, по словам Священного Писания, не точию иже сами творят зло, но и соизволяют творящим (Рим. 1, 32); к нему, конечно, будет относиться страшный приговор судии Небеснаго: неключимого раба,—который пренебрег вверенными ему талантами,—вверзите во тму кромешною: ту будет плач и скрежет зубом (Матф. 25, 30).

д) К тому же, наконец, чтобы тебе быть добросовестным в своих донесениях начальникам о нравственном состоянии воспитанников, кроме выше показанных причин, помни еще следующия угрозы Слова Божия: горе глаголющим лукавое доброе и доброе лукавое (Исаии 5, 20)! И: глаголяй нечестиваго, яко праведен есть, проклят от людей будет, и возненавиден во языцех (Притч. 24, 24); равно и тот, иже судит праведного неправедным не чист и мерзок у Господа (Притч 17,5) Старайся же быть добросовестным, верным и усердным исполнителем должности комнатного старшего, чтобы со временем быть достойным Пастырем Церкви Божией,—чтобы тебе удостоиться услышать от Господа? сей глас: добре рабе 6лагий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю!

Заключение. Наконец еще повторяю, помни и чаще размышляй о том: чьим ты готовишься быть служителем?—какое думаешь принять звание?—какое будешь проходить служение?... Вот имена, принадлежащия достойному иерею, — каким и тебя Господь да сподобите быть!—«Имена сии многа и велика, по Господню словеси и Святых Его он есть: свет мира, соль земли, врач больных и вождь слепых, наставник заблудших, учитель и светильник, око тела церковнаго, путь и дверник, ключарь и делатель и строитель, купец, гостинник, страж и пастырь, воевода и судия и властителъ, чиститель и жрец, и холм высок, тайны дом, столп премудрости, уста Божия, даяй мир мирови, Ангел Господень, труба небесная, отец братии своея, Богу нудитель, миру молитвенник, подражатель Господень и Апостольский подобник, кормник и источник. По сим всем именам и житие твое буди» Буди и теперь,—во время твоего приготовления к сему, воистину, высокому служению, и всегда—в продолжении всей твоей жизни! Аминь!



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»