Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАННИКОВ В ЖИЗНИ СОБСТВЕННО-УЧЕНИЧЕСКОЙ.

Идеже несть учения души, несть добро, и неразумие мужа погубляет его. (Притч. Сол. 19, 2. 3).

308. Общее правило. Семинария есть место твоего образования,—весьма близкое и дорогое тебе; но, при всем том, в ней ты—не дома: здесь ты среди людей близких тебе, но неродных, не кровных; здесь ты уже имеешь свой долг, свои обязанности,—своегорода служение. Изучай же здесь не одни науки, но научись в точности соблюдать свой долг,—правильно исполнять свои обязанности и всегда быть исправным в них. И это будет верным залогом того, что, по окончании своего воспитания, ты можешь быть в каждом обществе человеком любимым и уважаемым, и служителем Церкви Божией исправным и полезным.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

О ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИЦАМ, ИХ ОКРУЖАЮЩИМ.

309. Общее правило. Главным правилом твоего поведения в отношении к лицам, тебя окружающим, пусть будет следующее наставление св. Апостола Павла: будьте братолюбием друг ко другу любезни: честию друг друга больша творяще. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 10. 18).

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ

НАСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТНОШЕНИИ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАННИКОВ К СВОИМ НАЧАЛЬНИКАМ И НАСТАВНИКАМ.

310. Общее правило. Начальников и наставников , поставленных быть твоими воспитателями, почитай как вторых твоих родителей; но и не забывай , что им дана от Бога и Правителъства власть над тобою, что они—твои начальники, и всегда имей к ним, как искреннюю любовь и полную доверенность, так и отличное уважение и совершенную покорность: повинуйтеся наставником вашим, и покоряйтеся им; тии бо бдят о душах ваших, говорит Св. Апостол (Евр. 15, 17).

I. О любви к своим воспитателям.

311. Люби своих воспитателей всем сердцем, также как своих родителей. От тех ты, по воле Божией, произошел на свет; а воспитатели образуют тебя, чтобы ты мог жить на свете во славу Божию, к общему благу и для своей собственной пользы и спасения. Заметь, как один благочестивый царь, Феодосий Великий учил детей своих, Аркадия и Гонория почитать своего учителя, св. Арсения: «дети!—говорил он им,—помните, что вы более будете одолжены учителю, нежели мне; от меня вы получили жизнь временную и получите царство на земле; а чрез него получите жизнь вечную и царство небесное.» (Зонар. в лет. Кн. 13, гл. 19).

312. Искренно радуйся о здравии и благополучии каждого из своих воспитателей; и душевно скорби, когда постигает кого из какое- нибудь горе,—скорби об этом, как о собственном несчастии.

313. Всегда самою теплою молитвою молись за них Богу, как за твоих величайших благодетелей: это, с твоей стороны, единственная благодарность, какую ты можешь воздать им, за их постоянные попечения о тебе.

314. Дорожи честию начальников и наставников своих; всюду защищай ее, и не столько словами, сколько собственным благонравием; пусть, по твоему уму и доброму поведению, судят, что у тебя хорошие воспитатели.

315. Но да сохранит тебя Господь не только от клевет, или хулы на своих начальников и наставников, но и вообще от всякого осуждения их! Это было бы в тебе грехом Хамовым; и может навлечь на тебя страшный гнев Божий, какому подвергся этот первый отцененавистник в человеческом роде.

316. Старайся забыть неприятности, какие ты испытал когда нибудь от своих воспитателей; и помни только те уроки, какие ты слышал от них. Если из того, что слышал от них в каждый урок, ты удержишь в своей памяти только по одному слову: и то какой большой запас мыслей и наставлений,—полезных для твоей последующей жизни,—соберешь от них в год, два и более?! Какое же, после этого, неизвинительное преступление,—не любить, и, тем более, чернить честь своих благодетелей!

317. Добрые воспитанники, во всю свою жизнь не забывают самых первых наставников своего детства; с уважением и признательностью вспоминают об них, достигши старости и дослужившись высоких степеней: старайся и ты воспитать и сохранить в своем сердце подобные же благородные чувства к твоим начальникам и наставникам.

II. Об уважении к воспитателям: в чем должно выражаться оно?

318. С искреннею любовию к воспитывающим тебя своим начальникам и наставникам соединяй и глубочайшее уважение к ним; почитай их возраст, звание, степень образования их. Помни, что они пользуются особенным почетом и в быту общественном: само Правительство уважает служение их вашему благу и дает им за это особенные права,—награждает известными отличиями; как-же, после этого, тебе не уважать их?!

319. Для выражения своего почтения к ним, старайся быть вежливым пред ними, во всех отношениях. И не только к ним— самим будь внимателен, но и ко всему, что имеет близкое к ним отношение; обращайся уважительно даже с вещами, им принадлежащими,—на пример, с книгами, получаемыми от них для чтения.—И поступай так не по страху только к своим начальникам, или наставникам, но по чувству искреннего уважения к ним, как лицам, которые многим жертвуют для тебя, и много превосходят тебя, и своими достоинствами и своею опытностию.

320. По долгу уважения к ним, не беспокой их пустыми вопросами, и посещениями, без всякой нужды, в их квартирах: приходи к ним только по делу, чтобы не отвлекать их от дел более важных, которыми они занимаются для вашей общей пользы.

321. Когда тебе будет нужно посетить твоего начальника, или наставника; то прежде, нежели взойдешь в его комнату, сообрази: о чем и как ты должен говорить с ним?

322. Вошед в приемную комнату, дожидайся, пока он выйдет к тебе,—а далее приемной, без дозволения, никогда не проникай.

323. Не скучай и не обижайся, если он иногда не скоро выйдет к тебе: тебе известна многочисленность его занятий: и ты выказал бы дерзость и невежливость, если бы стал,—как нибудь, кашлянием и подобными знаками,—выражать свое нетерпение видеть его, и тем прерывать его занятия, может быть, более нужные и срочные, нежели твое частное дело.

324. Как скоро он выйдет к тебе; прилично поклонись ему. Если он—священник, прими немедленно благословение и поцелуй его руку. Свои руки опусти; ноги не отставляй; по сторонам не смотри, а смотри на его грудь, и в глазах своих выражай к нему любовь и доверенность. Если он начнет говорить,—слушай его со вниманием,—не пророни ни одного, сказанного им тебе, слова; сам говори не громко, не дерзко—несколько потише его; речей его никак не перебивай; говори короче и определеннее,—более слушай то, что он говорит тебе.

325. Если наставник приглашает тебя в свой кабинет и позволяет сесть, то садись без отговорок; считай это особенною для себя честию; но не забывайся и здесь, и говори с ним тем более почтительно; опять более слушай, нежели сам говори: пред товарищами же своими не гордись таким вниманием к тебе начальника.

326. Если начальник похвалит тебя за твои успехи, или поведение: не отвечай, — благодарю покорно; но, или молча поклонись за одобрение тебя, или поклонись и скажи, что ты постараешься заслужить эту похвалу.

327. Выходя от начальника, не говори ему, как равному себе: «прощайте» равно как и при встрече с ним: «здравствуйте»; но вежливым поклоном выражай ему, в подобных случаях, свои приветствия. Когда получаешь какое либо приказание, не отвечай: «хорошо», или: «очень хорошо»; но скажи: «слушаю», или: "постараюсь исполнить".

328. Не обижайся, если начальник, или наставник не исполнит каких - нибудь тебе обещаний: он — один, а вас у него много; посему ему легко забыть данное тебе обещание. Если нужно напомнить ему о чем либо; то делай это, как можно, осторожнее, чтобы, в твоем напоминании, не заметно было и тени упрека. Если же видишь, что этого обещания нельзя, или теперь уже не нужно исполнять: то и не напоминай о нем.

III. О доверии к воспитателям своим.

329. Доверяй и доверяйся во всем воспитателям своим, как людям истинно просвещенным, более тебя опытным, и заботящимся о твоем образовании и твоей пользе, с отеческою к тебе любовию.

330. Все уроки их, все внушения и наставления считай совершенно истинными, и принимай без всякого сомнения.

331. Никаких начальнических распоряжений никогда не перетолковывай в худую сторону; но всегда считай их разумными и клонящимися к твоей пользе.

332. Если станут делать тебе замечание, или выговор, за неисправность в уроках, или за проступки: то, сознавая свою виновность, не вымышляй оправданий, а, раскаяваясь в своих проступках, проси себе наставления,—даже отеческого наказания (Аркадий—сын Императора Феодосия Великого тяготился строгостию учителя своего Арсеиия, и довел его до того, что тот должен был удалиться в пустыюо. Потом этот царственный отрок строгость своего учителя признал за отеческое чадолюбие и сильно раскаявался в своем детском неразумии. Он постарался отыскать убежище Арсения, с сыновним смирением просил его благословения, и своих детей потом воспитывал в самых строгих правилах веры и благочестия.—Пример этот может достаточно вразумить тебя, как должно смотреть на строгих начальников!). Будь, как можно, внимательнее, в это время, к отеческому, хотя и строгому, обращению с тобою начальника; считай эти минуты дорогими для себя, и во всю жизнь свою не забывай их. Помни касательно этого замечание Премудраго: нищету и безчестие,—говорит Он,—отъемлет наказание: храняй же обличения прославится (Притч. 13, 19).

333. Если бы ты во всей точности исполнял свои обязанности, но не получал похвалы за это: не ропщи на начальника, не оскорбляйся и не унывай: хранися от роптания неполезна, яко вещание тайное тще не прейдет (Прем. 1, 11). Продолжай оказывать похвальное поведение: оно непременно будет замечено и ты не останешься без одобрения. А, между тем, успокаивай себя той мыслию, что ты исполняешь только свой долг, и учишься не для наград, а для образования, чтоб тебе соделаться полезным слугою Церкви Божией.

334. Будь искренен и чистосердечен, в беседе со своими начальниками. Сам не пересказывай им ничего дурного о своих товарищах; если же начальник спросит у тебя о поступке которого нибудь твоего товарища, известном тебе: разскажи все, как знаешь, без своих мнений и заключений; не люби, в таком случае, клеветать, да невознесешися (Притч. 20, 13), но и помни, что глаголяй нечестиваго, яко праведен есть, проклят от людей будет, и возненавиден во языцех (Притч 24, 24).

335. Поверяй доброму, благорасположенному к тебе своему начальнику и свою душу, особенно когда нуждаешься в совете, вразумлении, наставлении. Не скрывай от него ничего: ему, как доброму вашему отцу, нужно знать все, даже и дурные качества твои, и твоих товарищей, чтобы, во время, принять нужные меры к вашему исправлению.

IV.О покорности духовных воспитанников своим начальникам.

336. Безпрекословное повиновение воле начальства должно быть главным правилом твоего поведения. Слово Божие, которое постоянно ты читаешь, говорит тебе: несть власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога ученены сутъ. Темже противляяйся власти Божию повелению противляется (Рим. 13, 1). Кроме того, твои начальники,—не только имеют власть над тобою, данную им от Бога,—но и сами,—большею частию,—или действительные Божии служители, или уже готовые служить престолу Господню.

337. Исполняй в точности писанные правила и наставления, выдаваемыя начальниками для вашего поведения; не противься и словесным их приказаниям, относящимся или ко всем вам без исключения, или в частности к одному тебе.

338. Каждый совет своих начальников, на какое нибудь доброе дело, или полезное занятие, считай для себя приказанием,—и старайся непременно выполнить его. По взорам их угадывай о их желаниях и старайся предупреждать приказания их.

339. К штрафам, или наказаниям, налагаемым на тебя за проступки, будь покорен, принимая их безропотно, как полезное врачевство, к исправлению твоих недостатков и слабостей, происходящих от твоей рассеянности и ветренности.

340. Не обижайся, если начальник делает тебе часто и много замечаний; напротив внутренно благодари его за это; это значит, что он обращает на тебя особенное внимание и желает тебе много добра.—Дорожи каждым замечанием, которое ты слышал от него, и старайся непременно воспользоваться им, к своему усовершенствованию.

341. Умей благодушно перенести выговор и даже наказание от начальника, даже если бы ты и не был виноват в проступке, в котором обвиняют тебя, но не имеешь возможности оправдаться. Вникни тогда во все свое поведение: нет ли в нем чего либо такого, что скрылось от начальства и прошло без замечания, и за что теперь Правосудный Бог наказывает тебя? Никому никогда не жалуйся, что с тобою поступили, в этом случае, не справедливо; но последующим добрым поведением докажи, что ты действительно можешь быть благонравным. Заметив твое хорошее поведение, начальники тогда тебя особенно полюбят.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ.

ПРАВИЛА, НАУЧАЮЩИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАННИКА БЛАГОРАЗУМНО ЖИТЬ С ТОВАРИЩАМИ.

342. Общее правило. Сам люби и уважай каждого своего товарища искренно, как брата, воспитывающагося с тобою в одном разсаднике, и одною с тобою пищею питающагося и поддерживающего жизнь души своей: равно и от всех своих товарищей, своим вежливым, кротким и предупредительным поведением старайся приобрести себе искреннюю любовь и уважение и отвратить от себя всякие не приязненные их чувства и отзывы. По наставлению св. Апостола, отложше лжу, глаголите истину, кийждо ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове. Бывайте друг ко другу благи, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам (Ефес.4, 25. 32).

I. Правила, руководствующие к приобретению любви от товарищей.

343. Обращайся с своими товарищами всегда искренно и вежливо: каждого нз них, и в глаза и заочно, называй по имени и отчеству.

344. Будь внимателен ко всем своим товарищам, стараясь оказывать им всевозможное угождение. Когда кому нужны покой и тишина для серьезного занятия, или даже для отдыха после труда: то, находясь в тойже комнате, не нарушай его покоя ни громкою походкой, ни громким разговором, смехом, пением и т. п. Чего себе не желаешь, того другому не делай.

345. Будь общителен с товарищами: участвуй в их общих, непредосудительных разговорах,—в их невинных играх и забавах, если имеешь для того досужее время; никогда не уклоняйся от позволительных игр по гордости, считая их занятиями детскими, помня, что и сам ты еще воспитанник.

346. Не будь скуп, но поделяйся со своими товарищами всем, чем можешь: книгами, какия читаешь, — тетрадями, по которым учишься,—одеждой, какую имеешь,—лакомством, когда оно бывает у тебя; скорее себе откажи в чем бы то ни было, нежели своему товарищу.

347. Старайся быть услужливым: если бы тебя попросил кто либо из товарищей подать ему ту, или другую вещь и т. п: со всею готовностию исполни эту просьбу.

348. Не будь злопамятен: если бы у тебя с каким-либо товарищем произошла размолвка; скорей старайся завести приятельский разговор, и, таким образом, снова поладить с ним;—или, если он с тобою заговорит, отвечай ему с кротостию, как будто между вами и не было никакого неудовольствия.

349. Старайся быть всегда уступчивым: если бы над тобою стали шутить твои товарищи, не обижайся этим, но сам разделяй с ними их шутки. Кто не любит шуток, над тем больше смеются: как мухи, кто более от них отмахивается, к тому более и льнут.

350. Принимай живое участие в несчастиях твоих товарищей: если бы кто,—в следствие каких нибудь неудач в успехах, или проступков, дошедших до сведения начальства, или других причин,—упал духом и стал унывать; не оставляй его без своей помощи, но или сам, или чрез другого, более близкого к нему, товарища, утешай его, говоря, что он еще может совершенно исправить прежние неудачи и проступки, и снова быть счастливым.

351. Никогда не оскорбляй такого товарища, который иногда,—без всякой причины,— бывает предметом или общей нелюбви, или общих шуток и насмешек; особенно, когда смеются над ним за то, что он не похож на других и не участвует с ними в детских шалостях. Не оскорбляйся и сам и не унывай, если и тебя дурные товарищи не будут любить, за твою любовь к благочестию и порядку. Помни: и Иосифа ненавидели злые его братья; но Правосудный Господь, наконец, прославил невиннаго, Богобоязненного юношу, и дал ему возможность заплатить, добром за зло, своим несправедливым притеснителям.

352. Особенно считай для себя за страшный грех, подшучивать над благочестивыми занятиями твоего товарища. Напротив, если бы товарищ твой, среди полуночи, проснувшись, стал в ночной тишине молиться Богу: ты, заметив это, не только не препятствуй ему в святом деле; но и сам проникнись благоговейными чувствованиями к Богу, и после того особенно уважай такого товарища за любовь его к молитве.

II. Чем заслуживается уважение от товарищей?

353. Уважением от своих товарищей пользуются воспитанники умные, обязательные, степенные. И ты старайся иметь эти достохвальные качества: будь умен, только без педантства; обазывай других но без хвастовства; будь степенен, но без угрюмости.

354. Исполняя сам в точности все начальственные распоряжения, не позволяй себе никогда говорить нигде,—и особенно между товарищами,—ничего, противного сим распоряжениям (Еккл. 10, 20). Напротив, пользуясь общею любовию и уважением, старайся, благоразумным образом, примирять ссорющихся, уговаривать и отклонять шалунов от непозволительных привычек, словом: внушать и распространять между товарищами добрые мысли и правила.

355. Принимай участие с товарищами в рассуждениях о предметах ученых; но если, при этом, дело дойдет до жаркого спора: тот-час оставь спор, сказав с кроткою улыбкой, что ты не навязываешь никому своих убеждений, и старайся закончить спор приличною, никому не обидною, шуткою.

356. Никогда не отказывайся, если имеешь какую нибудь возможность, от общего доброго дела, предпринимаемого всеми товарищами на пример, от участия в пожертвовании на пользу раненых воинов,—что делали добрые воспитанники, во время осады Севастополя,—или в пользу какого нибудь сироты,—товарища, и т. п.

357. Будь обязателен: на пример, помоги своему товарищу,—по причине болезни, отставшему от тебя в уроках,—сравняться с тобою, напиши для него, из усердия, лист, или два уроков; расположи приближенных к тебе товарищей, чтобы и они,—на досуге от своих дел,—сделали для него тоже: брат от брата помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же, яко основанное царство (Притч. 18, 19).

358. Как юноша степенный и разсудительный, не будь слишком взыскателен: не ооскорбляйся, на пример, если бы товарищ твой остался невнимателен к тебе, за твою к нему услугу; и не подавай вида, что ты желаешь от него благодарности. Помни, что ты, своим добрым делом, исполнил только долг христианского братолюбия.

359. Сам же старайся всегда быть внимательным к услугам, оказываемым тебе товарищами: тот-час, по получении услуги, благодари за нее вежливым словом, и после, при всякой возможности, старайся платить за нее взаимною услужливостию.

360. Будь миролюбив: если бы тебя кто из товарищей оскорбил, не замечай обиды: слава мужу отвращатися от досаждения, безумный же сими соплетается (Притч. 20, 3). Если же обида нестерпима: то принеси жалобу начальству: но не рцы: имже образом сотвори ми, сотворю ему, и отмщу ему, имиже мя приобиди (—24, 29). Впрочем,—вместо того, чтобы жаловаться,— согласнее с твоим званием простить обидевшему тебя, и, во время вечерней молитвы, помолиться за него Богу: не впадай в тяжбу скоро, да не раскаешися послежди, говорит Премудрый (Притч. 25, 8).

361. Как истинно христианский воспитанник, старайся платить своим недоброжелателям добром за зло. Так, если бы кто нибудь из зависти,—что тебя за твое доброе поведение любят начальники, — стал делать тебе какие либо неприятности: то ты кротостию, вежливостию и услужливостию незаметно докажи такому ученику, что ты стоишь того предпочтения, какое отдают тебе пред ним: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще же жаждет, напой его: сие 6о творя, углие огненное собираеши на главу его; Господь же воздаст тебе благая (Пр. 25, 22)

III. Как поступать, чтобы не быть в товариществе неприятным?

362. Не наговаривай одному товарищу на другого (Притч. 3, 29), не производи ссор; а равно и сам,—для собственного спокойствия,— не слушай, если бы кто нибудь стал говорить тебе, что тот-то отзывался о тебе не хорошо.

363. Не любопытствуй проникать в частныя дела товарищей; на пример, если товарищ твой пишет письмо, или другое какое сочинение: не засматривай на его занятие; это до тебя не касается, а его смущает. Равным образом никогда не читай писем, не к тебе написанных; если же найдешь письмо, кем либо потерянное, то, не читав его, отдай по принадлежности.

364. Живя в одной комнате с товарищами, не позволяй себе ничего такого, что удовлетворяет только твоим склонностям, или прихотямъ, но другим не приятно; не заводи, на пример, горшков с цветами на окнах, ни певчих птиц в клетках, ни кошек и т. п: все это может нравиться тебе, но всякому ли это приятно из твоих товарищей?!

365. В общежитии не подавай повода другим завидовать тебе в чем нибудь, или иметь подобные неприятные чувства. Для сего старайся участвовать в общем с ними столе, а не употребляй,—обедая за одним с ними столом,—отличных от их кушаний;—не пей чаю один, пред глазами других, беднейших тебя; даже не лакомься, в присутствии других, когда не хочешь разделить с ними своего лакомства.

366. Не отличайся от товарищей какою либо своеобразною оригинальностию в обращении и т. п; и приличные, в других обществах, правила обращения,—пока еще не приняты, или не известны в вашем маленьком обществе, — старайся исполнять так, чтоб тебе на казаться странным пред товарищами.

367. Не старайся отличиться пред товарищами какою-либо отвагой, или молодечеством; такому удальцу в глаза хоть и льстят, но заочно и внутренно смеются над ним и жалеют о нем.

368. Никогда не бери без спроса никакой,—самой пустой,—вещи своего товарища. Если нужно, попроси; откажут, не настаивай и не сердись за отказ; каждый,—своим вещам,—сам хозяин.

IV. Как вести себя в отнотении к высшим и низшим, благонравным и шалунам?

369. Ученикам высших классов оказывай всегда почтительную вежливость; а с учениками низших классов обращайся приветливо и ласково.

370. К тем из своих товарищей, которые лучше тебя успевают в науках, имей уважение, как к старшим братьям; но не обижай презрением и холодностию в обращении и тех, которые гораздо слабее тебя по способностям и успехам.

371. Не завидуй товарищу, который успевает лучше тебя, помня, что Господь не равные дает нам таланты: и старайся большим усердием к занятиям приумножать свои таланты малые.

372. Никогда не думай ни об одном из своих товарищей, лучше тебя рекомендуемых вашими наставниками, что он этого не стоит. Если тебе кажется, что ты лучше его успевал в изучении уроков, то ты не знаешь, на сколько он превосходит тебя по своим способностям и поведению? В этом случае, для своего успокоения, вникай лучше не в достоинства свои,—может быть, мнимые,—-а в недостатки, которые для наставников,—может быть,—приметнее, нежели твои совершенства.

373. Если в числе твоих товарищей есть твои родные старшие братья, то почитай их старшинство пред тобою; слушай их советы и внушения; равно и сам не оставляй без надзора своих младших братьев (Св. Макрина,-сестра Василия Великаго,-с примерною заботливостию пособляла своей матери воспитывать братьев и сестер, наставляя их в науках и благонравии. Сам Великий Святитель сей, от ея кротких советов, приобрел совершенное смиренномудрие. Другой их брат, чрез ее же наставления, сделался достойным пастырем Нисской Церкви. Навклар всем выгодам и удовольствиям света предпочел служение престарелым пустынникам. Петр,—-младший из братьев, единственно на ее руках взросший, был также великим Святителем (Жит. св. Макрины, 19 Ноября). Вот образец благочестия в христианском семействе! Почитай его, и, сколько можно, подражай ему.). Кто о своих, и особенна о домашних, не печется, тот отрекся от веры, и хуже неверного, по словам Св. Апостола (2 Тим. 5, 8).

374. Живя, на одной квартире, с учениками низших классов,—порученными и не порученными твоему надзору, — для побуждения их к лучшим успехам в науках, любопытствуй от них, что они, в тот или другой день, узнали нового от своего учителя? иногда прослушивай их уроки, и всегда наблюдай за их поведением, отклоняя их от шалостей, и внушая им добрые правила.

375. Удаляйся от сообщества с дурными товарищами (Притч. 1, 10.); впрочем ученик, отличный по успехам, может по временам приближать к себе товарища лениваго, с тем, чтобы передать ему свою любовь к исправности. Равно и благонравнейший по поведению, с осторожностию, изредка может допускать к себе товарища разсеяннаго, чтобы тот перенял от него добрые правила. Многие гибнут потому только, что отдалены бывают от хороших примеров.

376. Не уклоняйся от участия с товарищами в делах предосудительных (Притч. 4, 14); старайся даже препятствовать развитию каких либо шалостей в вашем маленьком кругу; приищи товарищей, которых знаешь, что они не сочувствуют этим шалостям, (напр. курению табаку и т. п.), и объясните шалунам, что вы доведете до сведения Начальства, если они не оставят своих шалостей.

377. Всегда обращай внимание на штрафы, которым подвергаются твои товарищи за нарушение правил семинарской инструкции, и видя, как стыдно, а иногда и не легко выполнять эти штрафы, чтобы самому не подвергнуться им, старайся быть исправным во всех ученических обязанностях.

V. Наставления о дружестве с товарищами.

378. Старайся со всеми товарищамип жить мирно и согласно; но если сердце твое склонно к дружеству, то из всех одного кого либо избери своим другом: один безумный, — по словам сына Сирахова,—может сказать: нет у меня друга, нет похвалы добру моему (—20, 16).—Только, при избрании друга, будь осторожен.

379. Не внешняя красота лица, ни отличные успехи в науках, ни какой либо вещественный интерес, но сходство понятий и добрых склонностей, а особенно нежное и благочестивое сердце пусть всегда привязывают к себе твое дружелюбивое сердце.

380. Сам не навязывайся никому со своею дружбою; навязчивостию обыкновенно отталкивают от себя сердца других; но будь внимателен к тем, которые более других выражают к тебе сочувствия и благорасположенности; в подобных товарищах скорее может найти людей, тебе преданных.

381. Вот совет премудрого касательно выбора друзей: не бывай друг мужу гневливому, и со другом жестокосердым не соводворяйся: да не когда научишися путем его, и приимеши тенета души твоей (Причт. 22, 24). Не распространяйся, убог сый с богатым.... не вечеряй с мужем завистливым, нимсе снеси хлеб твой с ним: изблюет бо его и осквернит словеса твоя добрая (—25, 4, 6, 7).

382. В дружестве старайтесь быть полезными один другому нравственно; впрочем с другом своим можешь и должен скорее, чем с другими, поделиться тем, что состоит в твоем полном и безотчетном распоряжении.

383. Непременно делись со своим другом искренними чувствованиями; принимай от него замечания о твоих недостатках; равно и сам открывай ему его недостатки, какие ты усмотришь в нем (Сир. 19, 13. 18.); поверяйте один пред другим знание своих уроков, разбирайте вместе свои сочинения, молитесь с особенною теплотою сердца друг за друга. Будучи такими друзьями, вы будете один для другого кров крепок, истинное сокровище (—6, 14).

384. Подружившись с добрым товарищем, не оставляй этой дружбы; друга твоего, равно как и друга отча не оставляй (Притч. 27, 10), по совету Премудраго. Для сохранения же дружбы, будь уступчив в обращении с другом своим (Сир. 16, 28.); хотя бы он и оставил тебя, ты не забывай его в молитвах своих; если бы он, увлекшись дурным сообществом, предался каким нибудь непозволительным занятиям, старайся обратить его на путь истинный, и снова привязать к себе. Впрочем, если бы развратившийся друг твой остался неисправимым; то, не переставая любить его внутренно, и жалеть его и молиться о нем, прекрати с ним твое сношение. «Разрывайте», - говорит один Учитель Церкви,—«самый крепкий союз с любезнейшими из ваших друзей, если увидите в них какое либо не искоренимое зло; разстаньтесь с ними, чтобы чрез тесное обхождение неприметным образом не сделаться участником их пороков» (Еванг. толк. на Матф. гл. 4.)- Помни, что как сладкий плод, привитый к горькому дереву, принимает вкус его: так и добрые нравы от тесвой связи с развратным человеком подвергаются великой опасности.

385. Имей в уме твоем образец дружбы в дружестве Василия Великого и Григория Богослова. Когда они были юношами и жили вдали от своей родины—в Афинах, обучаясь там разным наукам: то соединились между собою самою искреннею дружбою. Вот как описывает сам св. Григорий эту дружбу: «казалось, что в нас была одна только душа, оживотворявшая два тела; мы были два в одном, и каждый из нас был один в другом; одно и тоже желание соединяло нас—желание, возрастать в добродетели и жить, сообразно с упованием небесного блаженства; мы не знали других путей, как только в училище и в церковь Божию» (Григор. в похв. слов. В. В.).

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.

ПРАВИЛА, РУКОВОДСТВУЮЩИЕ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАННИКОВ К ПРИЛИЧНОМУ ОБРАЩЕНИЮ С ПРИСЛУГОЮ.

386. Общее правило. С лицами, приставленными к тебе для услужения, обращайся приветливо, справедливо и осторожно, чтобы они служили тебе охотно, с любовию, а непринужденно и с неудовольствием. Не буди, яко лев в дому твоем, и жестоконеистов в рабех твоих (Сир. 4, 54).

I. Для выражения приветливости:

387. Называй всегда служителя полным именем,—(напр. Иван, Павел, а не полуименем: Ванька, Пашка). Если служитель— человек пожилой, или почтенной наружности, называй его: Семеныч, Петрович,—только по отчеству.

388. Требуй от служителя исполнения своих нужд не повелительно, но и без унижения,—тоном средним между просьбой и приказанием: (напр. «Иван» или «Семеныч» сделай то-то» и т. п). Нужно уважать людей, во всяком звании и состоянии.

389. Когда служитель подаст тебе какую либо вещь, или исправно исполняет твое поручение, приветствуй его ласковым словом: "спасибо", или: «благодарю» Никогда не кричи на него; и не брани его неприличными словами, за его неисправности, особенно,—когда неисправность его ненамеренная. Начальники взыщут с него за неисправность, а ты—ему не начальник.

II. Чтобы соблюсти всю справедливость в отношении к прислуге:

390. Не требуй от служителя того, что он не обязан делать для тебя, (напр. починить твой сюртук и т. п.). За исполнение же таких твоих нужд никогда не оставляй его без должного вознаграждения.

391. Не обременяй служителя исполнением своих нужд, еще терпимых, в такое время, когда у него, и без твоей, много работы; пусть он покончит одни дела, после и за твое дело возмется охотнее и сделает лучше.

392. Не будь мелочен и придирчив, будто и то у него нечисто, и то он сделал не хорошо, и вообще будто никакою своею услугою он не угодит тебе: не озлоби раба, делающа во истине, ниже наемника, вдающа душу свою (Сир. 7, 22).

393. В праздничные дни, честному и вполне усердному служителю, за его труды для тебя, всегда давай что нибудь в подарок, если имеешь достаток: раба разумива, да любит душа твоя (Сир. 7, 23)!

III. Соблюдая осторожность:

394. Не обращайся со служителем, как с товарищем, чтобы он не забывался, не стал равнять себя с тобою и не вышел у тебя из повиновения.

395. Не входи в продолжительные беседы со служителями, не по гордости и не из презрения к ним,—надобно любить всех людей, как братьев, — но из опасения, чтобы их разсказы, сопровождаемые иногда неприличными словами и пошлыми поговорками, не оскорбили твоего целомудренного слуха, и не приучили тебя самого к неприличным словам и неприличному обращению.

396. Будь, в присутствии служителей, всегда осторожен в словах и во всем своем поведении; особенно не вводи никогда служителя в искушение,—не подкупай и не заставляй его делать для тебя того, что противно правилам училищного порядка. Словом: держи себя в отношении к прислуге так, чтобы тебя любили за твое доброе сердце, уважали за честность и степенность, и, из уважения к тебе, соблюдали при тебе всякое приличие.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»