Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Предлагаем вам ознакомиться с любопытным документом - правилами поведения российских семинаристов 19 века. К сожалению, стоит признать, что сегодня многим православным не хватает знания подобных правил поведения дома, в церкви и постороннем обществе. Это связано с тем, что в большинстве семей за годы лихолетья оказалась нарушенной связь между предками, старым, исконным русским обществом, его законами, правилами приличия и людьми нашего времени. Чтобы как-то прикрыть этот пробел, мы и выкладываем для вас эту столь "древнюю" книгу. Книга написана для семинаристов, и это необходимо постоянно учитывать при чтении, но все равно она будет приятным чтением любому верующему человеку, желающему воцерковления всей своей жизни.


ИСТИННЫЙ ДРУГ ДУХОВНОГО ЮНОШИ

Практические наставления воспитанникам духовных училищ

Архимандрит Викторин - инспектор Спб. Духовной Академии. С-Пб. 1858 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

НАЧАЛА, КАКИМИ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ В СВОЕМ ПОВЕДЕНИИ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О ТОМ, КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБРАЗОВАННЫЙ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК

ГЛАВА ПЕРВАЯ

КАКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК В ОТНОШЕНИИ К ДЕЛАМ ХРИСТИАНСКОГО БЛАГОЧЕСТИЯ

Отдел первый

Наставления касательно молитв, которые должен совершать духовный воспитанник

  • Общее правило
  • I. Как он должен совершать молитвы утренние и вечерние, и за кого ему молиться Богу
  • II. Какие особенно молитвы должны быть постоянно в сердце и в устах духовного воспитанника
  • III. В каких случаях ему никак не должно оставаться без молитвы
  • IV. Средства для возбуждение себя к молитве, при нерасположении к ней

    Отдел второй

    Наставления воспитаннику касательно посещения храма Божия, и присутствия в нем

  • Общее правило
  • I. В какие дни он непременно должен бывать в храме Божием
  • П. О внешнем поведении духовного воспитанника в церкви
  • III. Какие благочестивые чувствование иметь ему в храме Божием, и чем их поддерживать в себе

    Отдел третий

    Наставления воспитаннику касательно приступления к Святым таинствам Покаяния и Причащения

  • Общее правило
  • Как воспитаннику приготовляться к сим Таинствам, приступать к Ним, и вести себя после Причащения

    Отдел четвертый

    Наставления касательно некоторых особенных дел христианского благочестия, которые могут составлять украшение жизни духовного воспитанника

  • Общее правило
  • I. Наставление о крестном знамении
  • II. О выражении любви и усердие к Слову Божию
  • III. О благоговении к священным предметам

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    О ТОМ , КАК ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК ДОЛЖЕН ОБРАЗОВАТЬ СВОЮ ДУШУ С ЕЯ СПОСОБНОСТЯМИ

    Отдел первый

    Об образовании ума

  • Общее правило
  • I. Что должен познавать духовный воспитанник
  • II. Откуда ему приобретать познания
  • III. Как ему сохранить свой ум от заблуждений
  • IV. Что может способствовать ему к утверждению и сохранению в уме своих познаний

    Отдел второй

    Об образовании воли

  • Общее правило
  • I. Какое главное свойство нашей воли и как духовному воспитаннику сберегать его
  • II. К каким действиям духовному воспитаннику направлять волю свою
  • III. Какия качества воли доброй, которые нужно приобрести духовному воспитаннику

    Отдел третий

    Об образовании сердца

  • Общее правило
  • I. Как возбуждать в сердце своем чувство любви к Богу
  • II. Как возбуждать в себе любовь к добродетели и отвращение от порока
  • III. Как возбуждать и поддерживать в сердце любовь к ближним и сохранять его в спокойствии

    Отдел четвертый

    Об образовании совести

  • Общее правило
  • Наставление к образованию, усовершенствованию и исправлению совести

    Отдел пятый

    Об образовании памяти

  • Общее правило
  • I. Чего нужно остерегаться духовному воспитаннику, для сбережения своей памяти
  • II. Как и каким образом духовному воспитаннику образовать свою память

    Отдел шестой

    Об образовании воображения

  • Общее правило
  • I. Что может способствовать духовному воспитаннику, к благонастроению его воображения
  • II. Чего остерегаться духовному воспитаннику, чтобы не низвратить своего воображения

    Отдел седьмой

    Об образовании языка

  • Общее правило

    1. НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ, КАК ОБРАЗОВАТЬ СВОЙ ЯЗЫК

  • Общее правило
  • I. Как сделать речь свою внятною
  • II. Что делать, чтобы речь была правильна
  • III. Как говорить, чтобы речь была приятною

    2. НАСТАВЛЕНИЯ, СЛУЖАЩИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ ГОЛОСА, КАК СУЩЕСТВЕННОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДАРА СЛОВА

  • Общее правило
  • I. Как поступать духовному воспитаннику, дабы образовать голос ясный и приятный
  • II. Как поступать, для приобретения гибкости и звучности голоса

    3. НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ, КАК ЕМУ ВЛАДЕТЬ ДАРОМ СЛОВА, НЕ НАРУШАЯ БЛАГОПРИЛИЧИЯ В РЕЧИ РАЗГОВОРНОЙ

  • Общее правило
  • I. Как говорить ему в обществе?—о чем можно говорить? и о чем не должно говорить
  • II. Как ему выражать внимание к своим собеседникам
  • III. Чего избегать в разговоре, чтобы не быть не приятным для собеседников
  • IV. Чего остерегаться духовному воспитаннику, при разговоре, чтобы не показаться неприличным

    Отдел восьмой

    О благодати Божией, как необходимом условии для христианского образования души

  • Общее правило

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

    О ТОМ , КАК ДОЛЖЕН ДЕРЖАТЬ СЕБЯ ДУХОВНЫЙ ВОСПИТАННИК В ЖИЗНИ ДОМАШНЕЙ И В ОБЩЕСТВАХ ЛЮДЕЙ ПОСТОРОННИХ

    Отдел первый

    О домашней жизни духовного воспитанника

  • Общее правило
  • I. Наставление касательно распределение и употребление времени
  • II. Наставление воспитаннику, касательно его вещей
  • III. Правила касательно сна и употребления пищи
  • IV. Особенные наставление об опрятности

    Отдел второй

    О поведении духовного воспитанника вне своего жилища, - на пути в класс, церковь

  • Общее правило
  • I. Как вообще вести себя воспитаннику вне своего жилища, и как поступать, при различных встречах
  • II. В каких местах не прилично бывать духовному воспитаннику и как ему проходить по ним

    Отдел третий

    О том, как вести себя духовному воспитаннику, при посещении им чужих домов

  • Общее правило
  • I. Как вести себя воспитаннику, при входе в чужой дом
  • II. Как вести себя воспитаннику в чужом доме, когда там много гостей
  • III. Общепринятые правила приличия, которые всегда должен соблюдать всякий воспитанник
  • IV. Как держать себя воспитаннику, в чужих домах, при угощениях

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ

    ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАНИКОВ В ЖИЗНИ СОБСТВЕННО-УЧЕНИЧЕСКОЙ

    ГЛАВА ПЕРВАЯ

    О ПРАВИЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ДУХОВНЫХ ВОСПИТАННИКОВ К ЛИЦАМ, ИХ ОКРУЖАЮЩИХ

    Отдел первый

    Об отношении духовных воспитанников к своим начальникам и наставникам

  • Общее правило
    Частные наставления:
  • I. О любви воспитанников к своим воспитателям
  • II. Об уважении их к воспитателям
  • III. О доверии их к воспитателям
  • IV. О покорности их своим воспитателям

    Отдел второй

    Правила, научающие духовного воспитанника благоразумно жить с товарищами

  • Общее правило
    Частные наставления:
  • I. Что способствует к приобретению любви от товарищей
  • II. Чем заслуживается уважение от товарищей
  • III. Как поступать, чтобы не быть неприятным в товариществе
  • IV. Как вести себя в отношении к товарищам высшим и низшим, благонравным и склонным к шалостям
  • V. Наставления о дружестве с товарищами

    Отдел третий

    Правила, руководствующие духовных воспитанников к приличному обращению с прислугою

  • Общее правило
    Частные наставления:
  • I. Для выражения приветливости своим служителям
  • II. Для соблюдения справедливости в отношении к ним
  • III. О предосторожностях в обращении с ними

    ГЛАВА ВТОРАЯ

    О ПОВЕДЕНИИ, СВОЙСТВЕННОМ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ В КЛАССЕ, ГДЕ ОН СЛУШАЕТ УРОКИ ОТ НАСТАВНИКОВ

  • Общее правило
    Частные наставления о том:
  • I. Как ему выражать уважение к своему классу – и меть в нем поведение, достойное благовоспитываемого
  • II. Как ему держать себя при наставнике, и с пользой слушать уроки

    ГЛАВА ТРЕТЬЯ

    НАСТАВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКУ К УСПЕШНЕЙШЕМУ И ПОЛЕЗНЕЙШЕМУ ИСПОЛНЕНИЮ УЧЕНИЧЕСКИХ, ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ

    Отдел первый

    Правила для изучения уроков

  • Общее правило
    Частные наставления о том:
  • I. Как поступать, чтобы изучать уроки успешно и с пользою для себя
  • II. Особенные наставления о занятии уроками

    Отдел второй

    Правила касательно письменных упражнений в сочинениях

  • Общее правило
    Частные наставления:
  • I. Руководствующие к размышлению о предмете, данном для сочинения
  • II. Касательно изложения мыслей, придуманных для данного сочинения
  • III. Особенные правила благоразумия касательно занятия сочинениями

    Отдел третий

    Правила для воспитанников, руководствующие их при чтении книг

  • Общее правило
    Частные наставления о том:
  • I. Какие книги полезно читать духовному воспитаннику, и каких не должно
  • II. Как поступать, чтобы чтение не было бесполезною потерею времени
  • III. Как вести журнал своего чтения и о времени для сего занятия

    Образец журнала для записывания чтений

  • I. Краткие замечания о скупости, из Христианских чтений
  • II. О том, как предостерегать себя от дурных примеров? Из книги: «День святой жизни»
  • III. Извлечение мыслей из сочинений «Педагог» Климента Александрийского:
    1. О пище
    2. О питии
    3. Об одежде
    4. О поведении христианина в обществе
    5. О сне
    6. О телесных занятиях
    7. О поведении под открытым небом

    ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

    НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНЫМ ВОСПИТАННИКАМ КАСАТЕЛЬНО ПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ВРЕМЕНИ, ОРЕДЕЛЕННОГО ДЛЯ ИХ ОТДЫХА

    Отдел первый

    О препровождении времени, определенного на отдых, во время учебных занятий

  • Общее правило
    Частные наставления о том:
  • I. Какие занятия позволительны духовным воспитанникам, в часы отдыха, на открытом воздухе, и как совершать их
  • II. Каким образом им самим прогулки свои делать поучительными

    Отдел второй

    Правила касательно поведения духовных воспитанников, во время каникул, в домах родительских

  • Общее правило
  • I. Как вести себя духовному воспитаннику на пути в дом родительский
  • II. Как ему вести себя на родине в отношении к храму Божию
  • III. Как вести себя в своем семействе
  • IV. Как вести себя в отношении к соседям
  • V. Какие занятия не позволительны ему, во время каникул, и какие позволительны
  • VI. Как ему познания, приобретаемые в Семинарии к делу, и как производить ученические занятия, во время каникул

    ГЛАВА ПЯТАЯ

    ОСОБЕННЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ, ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ЕГО В ДОЛЖНОСТЬ КОМНАТНОГО СТАРШЕГО

    О важном значении этой должности и добросовестном прохождении ее

  • I. Кто может быть комнатным старшим в Духовно-учебных заведениях, и кем они определяются
  • II. Какие особенности старшего в отношении к порученным ему надзору воспитанникам
  • III. Как старший должен смотреть на порученных его надзору воспитанников
  • IV. Как важны обязанности старших, и в состоянии ли сами воспитанники исполнять их?
  • V. Чем старшие могут руководствоваться в исполнении своих обязанностей
  • VI. Какие способы должны употреблять старшие к исправному прохождению своих обязанностей
  • VII. Что должно побуждать комнатных старших к верному и добросовестному исполнению своих обязанностей Заключение


  • Смежные разделы
     
    © 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
    Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
    Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
    Система управления сайтом «Экспресс-Веб»