Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Истинный друг духовного юноши /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Глава 1 Каков должен быть духовный воспитанник
• Глава 2 Как духовный воспитанник должен образовать свою душу
• Глава 3 Как должен держать себя духовный воспитанник дома и в обществе
• Глава 1 О правильном отношении к лицам, нас окружающим
• Главы 2-3 О поведении в классе и при подготовке к занятиям
• Глава 4 Образец журнала чтения. Правила поведения на отдыхе
• Глава 5 О должности комнатного старшего
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ГЛАВА ВТОРАЯ.

О ПОВЕДЕНИИ, СВОЙСТВЕННОМ ДУХОВНОМУ ВОСПИТАННИКУ В КЛАССЕ, ГДЕ ОН СЛУШАЕТ УРОКИ ОТ НАСТАВНИКОВ.

397. Общее правило. Класс (Классная комната) твой есть главное место твоего образования,—есть святилище, в котором просвещается твоя душа истинами веры и благочестия и другими, полезными для жизни, знаниями. Благоговей же пред сим, сващенным для тебя, местом; отверзай, в нем, душу твою к принятию просвещения, и, в нем, прежде всего, старайся показать плоды образования.

I. Наставления, как выражать уважение к своему классу? и—иметь в нем поведение достойное юноши благовоспитаннаго?

398. Ходи в класс, на все уроки, неопустительно. Опущением уроков ты соблазняешь товарищей, оскорбляешь наставника, нарушаешь свой существенный долг, привыкаешь к безпорядочной жизни, вредишь своим успехам в науках и поведении. Сколько зла, по видимому, от маловажной причины!

399. Приходи в класс всегда благовременно, и на пути соображай тот урок, в котором ты должен дать отчет наставнику,—или размышляй о том предмете, о котором, по порядку науки, будет говорить вам наставник.

400. Вошедши в класс, сделай три поясных поклона пред св. иконою, молясь мысленно о том, чтобы Бог подкрепил твое внимание при слушании урока, объясняемого наставником. Потом раскланяйся с товарищами, а тем, кто будет ближе к тебе, подай свою руку.

401. До начала урока можешь ходить по классу один, или вдвоем с кем-либо, и разсуждать или об уроках, или о предмете, назначенном для сочинения, или делиться познаниями, приобретенными чрез чтение книг, разговаривая тихо, вполголоса.

402. В классе наблюдай всякое приличие: не накрывай головы картузом; не ходи по столам; не производи шуму криком и беганьем; не делай и других неприличных поступков; будь почтителен к наставническому столу и креслу, напр., если заметишь на них или сор, сотри, и никогда не позволяй садиться на них.

403. Когда звон в колокольчик будет призывать к порядку: иди на свое место, и там или сядь, или,—если имеешь привычку стоять,—стой до прихода наставника, в мыслях твоих повторяя урок, в котором должно будет дать отчет наставнику.

404. Занимай в классе всегда то место, какое указал тебе наставник или Инспектор. Если же ты недоволен этим местом: то будущими успехами и поведением, а не своевольным нарушением порядка, докажи, что ты стоишь места высшаго. Или,—если вашим начальством вам места не назначены,—старайся занимать всегда одно и тоже место, чтобы наставник, с первого взгляда, мог увидеть тебя, если бы он захотел сделать тебе какой нибудь вопрос.

405. Не сходи со своего места, пока наставник не выйдет из класса; и никогда, при наставнике, не выходи из класса, разве по какой—нибудь непредвиденной и крайней нужде.

406. Если в класс войдет какой-нибудь почтенный посетитель; то все должны встать и поклониться ему, смотреть на него весело, выражая глазами чувство благодарности за внимание, какое он оказал вам своим посещением, а не дерзость, или наглое любопытство.

II.Наставления, как прилично вести себя в классе при наставнике, и с пользой слушать его уроки.

407. Когда войдет наставник, то, по прочтении молитвы, сделай ему должный искренний поклон, и чинно сядь на своем месте, шапки на стол не клади, грудью и головой к столу не прилегай, и, сидя за крайним столом, ног далеко не протягивай.

408. Если наставник говорит о вещах серьезных и сам имеет серьезный вид; тогда и ты смотри скромно, но не угрюмо; если же он рассказывает что нибудь такое, при чем не вольно возбуждается улыбка, то и ты позволяй себе только эту улыбку, но никак не безобразный смех, или хохот.

409. В присутствии наставника воздерживайся от зевоты, кашляния, сморкания, особенно же от разговоров с товарищами: все это оскорбительно для твоего наставника, может смущать его, и свидетельствовало-бы о твоем невежестве и невнимании к преподаваемым тебе урокам.

410. В классе при наставнике, не занимайся посторонними делами: уроков не учи, книг не читай, лекций не списывай; но следи и слухом, и взором, и особенно мыслями за всем тем, чем занимаеть вас наставник.

411. Если наставник занимается повторением прежних уроков следи мысленно за ответами товарищей, припоминая, при этом, то, что сказано было наставником, в дополнение к учебнику, неразсеявайся мыслями,—ежеминутно будь готов сам к ответу.

412. Если товарищ твой, хотя бы не близкий к тебе, при ответе мешается, не радуйся этому; но сочувствуй ему, жалей о нем, как о брате. Если же отвечает очень отчетливо, то радуйся, и мысленно благодари за него Бога, особенно если это ученик со слабыми способностями; после класса, даже поздравь его с хорошим ответом.

413. Не помогай ни одному из своих товарищей, своим подсказыванием, отвечать урок наставнику: исправного товарища ты этим можешь смешать, а ленивому не поможешь, но повредишъ, приучая его к большей лености.

414. Если наставник велит тебе повторить урок, встань спокойно, тотчас сообрази, о чем ты будешь отвечать; опусти руки, смотри на наставника доверчиво, отвечай не спеша,—тоном, похожим на разговорный; если же сидишь на заднем столе,—далеко от наставника,—возвысь твой голос.

415. В классе особенно будь осторожен, чтоб не сказать своему наставнику чего-либо неприятнаго, тем более грубаго;—не делай, к соблазну всех товарищей, пустых возражений, не приноси ложных оправданий в своей неисправности; но выражай полное доверие и покорность своему наставнику.

416. Если наставник спрашивает о чем-либо, касательно порядка классического: то должен отвечать дежурный воспитанник; а если вопрос касается какого-либо научного предмета, и относится ко всем ученикам, то может и должен отвечать всякой, кто может; только надобно говорить так, чтоб не перебивать одному другаго.

417. Когда наставник объясняет новый урок, слушай с особенным вниманием,—не пророни ни одного слова; идут в голову посторонние мысли, старайся удалить их; для сего подумай так: «наставник собственно беседует со мною; как же не слушать его?—Ведь и мне бывает неприятно, если я с кем нибудь начну говорить, а от меня отвернутся и не станут слушать; за чем же такую неприятность делать моему доброму наставнику?»

418. Если бы тебе пришлось слышать от наставника, при объяснении им урока, то, что ты прежде слышалъ, или прочитал в какой либо книге: не кивай головою, и не делай тому подобных жестов, а равно и не скучай о том, что идет речь о предметах, тебе известных. Тебе известных! Но знают ли об этом другие 50, ила 100 твоих товарищей?

419. По окончании класса проникнись мысленно словами той молитвы, какая читается у вас; и провожай твоего наставника приличным поклоном, и взором, полным признателъности за преподание урока.

420. Выходи из класса тихо,—без шуму и крику,—не толкая и не стесняя товарищей; дорогою, к своей квартире, припоминай, что ты услышал в классе новаго, чего не знал доселе—и благодари Бога за эти, приобретенные тобою вновь познания.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

НАСТАВЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКУ, К УСПЕШНЕЙШЕМУ И ПОЛЕЗНЕЙШЕМУ ИСПОЛНЕНИЮ УЧЕНИЧЕСКИХ, ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ.

Общие наставления, касательно совершения домашних занятий.

421. Чтобы твои ученические домашние занятия не тяготили тебя, но были для тебя приятны, и приносили существенную пользу твоему образованию, люби их от всей души твоей; исполняй их всегда благоразумно, и приступай к ним, каждый раз, с молитвою, говоря при начале каждого дела: Боже, в помощь мою вонми, и помощи ми потщися!

422. Никогда не опускай твоих занятий, и не проводи времени праздно. Помни, что ни один человек в мире не живет без дела,— от Венценосца до последнего раба, от дряхлого старца до не зрелого отрока,—все трудятся; а ты—бодрый юноша, воспитывающийся для Церкви Божией, под кровом ея, от щедрот ея, ужели будешь тунеядцем?—Недостойно пользоваться милостию Церкви—для тебя было бы даже святотатством!

423. Не пренебрегай ни одним из своих ученических занятий; всеми занимайся с усердием. Не дело находящегося на руках нянек питомца—рассуждать о том, какая для него пища полезней, какая не полезна? Твое дело—с благодаростию принимать, и обращать в свое достояние все сообщаемые тебе истины. Впрочем Слово Божие, которое должно быть всегда насущною пищею твоей души, должно быть и изучаемо тобою с преимущественным старанием.

424. Правильным образом,—по данной тебе инструкции,—распределяй свои занятия; и каждое свое дело совершай непременно в назначенный срок. Эта точность и регулярность, среди нелегких твоих занятий, может сберечь твое здоровье и приучить тебя к правильной и, следователъно, полезной жизни, на все последующее время.

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ.
Правила для изучения уроков.

425. Общее правило. Изучение уроков есть одно из главных и действительнейших средств к просвещению ума; чрез него усвояются, и обращаются в собственвость души познания, получаемые первоначально от наставников; поэтому, желая быть образованным, старайся быть особенно внимательным к занятию уроками.

I. Как поступать воспитаннику, чтобы изучать свои уроки успешно и с пользою для себя?

426. Приступая к изучению урока, оставь все посторонние мысли, постарайся успокоиться и сосредоточить все свое внимание на предпринимаемом деле.

427. Прочитай урок, по книжке или тетрадке, раз и два, не спеша, со вниманием, и старайся усвоить, прежде всего, главные мысли, содержащиеся в уроке.

428. Старайся совершенно понять все сии мысли; а для этого припомни объяснения твоего урока, слышанные тобою от наставника, в классе.

429. Потом старайся заметить доказательства, пояснения и распространения главных мыслей урока.

430. Заметив порядок мыслей, дай себе отчет в них,—повтори их, одну за другою, в уме твоем.

431. Если ты занимаешься этим делом наедине, и никому не препятствуешь: то дай себе этот отчет вслух; расскажи себе самому, как ты понимаешь урок свой. Что тебе представляется в уроке не ясным, снова вникни в это,—старайся уяснить для себя непонятное сам, или спроси пояснения у живущих с тобою товарищей; стыдно и безполезно учить урок, как попугай, ничего не понимая!

432. После этого заучивай урок теми словами, какими он выражен в твоем учебнике; а лучше так пойми его, чтобы все, содержащиеся в нем, мысли ты мог свободно, ясно и отчетливо рассказать, своими словами.

433. Старайся выучивать свой дневной урок всегда, за один прием; и пока не выучишь его, ни за-что другое не принимайся; поступая иначе, ты не можешь учить уроков хорошо и прочно.

434. Когда учишь урок, не торопись поскорей его выучить, чтоб потом итти гулять, или даже заняться другим делом; такая торопливость,—кроме того, что вредна для здоровья, волнует кровь,—она помешает тебе размышлять и вдумываться в мысли данного урока, и хорошо усвоить его.

435. Старайся усвоить себе урок свой так, чтоб мысли, в нем заключающиеся, сроднились с тобою,—стали твоими собственными, как будто ты добыл их своим размышлением,—чтоб ты мог их высказать всякому и неграмотному человеку, и так, чтобы он мог понять тебя.

436. Имея товарища, особенно близкого к тебе, поверь пред ним знание своего урока; прочитайте свои уроки, один пред другим, на память; и общими силами старайтесь объяснить себе то, что в них кому либо из вас кажется непонятным.

437. Заучив таким образом свой урок, снова размысли о нем; подумай, не знаешь ли ты сам чего нибудь в дополнение или пояснение содержащихся в нем мыслей; сообрази также, в каком частном случае ты можешь воспользоваться тем, что узнал из своего урока.

II. Особенные наставления, касательно сего предмета.

438. Выучив урок по одной науке, отдохни несколько минут; пусть опять успокоятся твои мысли; потом перекрестись и начинай, таким же образом, учить урок из другой науки.

439. Если в уроках твоих встретятся тексты Св. Писания, непременно заучивай их, на память, слово—в слово. Это—слова и выражения Духа Божия. Замечай, из какой книги Св. Писания они заимствованы, и прочитывай их по Библии, в контексте. Это не только поможет тебе скорей запомнить текст; но и поможет тебе лучше ознакомиться со Св. Писанием.

440. При изучении каждого урока, старайся усматривать связь его с предыдущим уроком, и отношение к главноиу предмету и содержанию науки; чаще, особенно при повторении нескольких трактатов, припоминай главные мысли и план всей, изучаемой тобой, науки: иначе отрывочные сведения, приобретаемые из той или другой науки, будут безпорядочным запасом сведений, и скоро забудутся.

441. По окончании всех вечерних занятий, опять вспоминай о своих уроках; ложась спать, в мыслях своих повтори их содержание и с молитвою засыпай; утром, проснувшись и перекрестившись, прежде всего опять повтори в уме своем содержание своих уроков. Это—твое главное дело, в котором ты ежедневно даешь отчет своим наставникам, а потому ты и должен иметь об нем особенное попечение.

442. Книги, по которым ты учишься, содержи в особенной чистоте; записки пиши, как можно, тщательней и правильней: неприятно взять в руки измаранную книгу, тем более учиться по ней; а безграмотно написанные записки, кроме того, что вредят твоим успехам к наукам, еще отбивают охоту от учения.

ОТДЕЛ ВТОРОЙ
Правила касательно письменных упражнений в сочинениях.

443. Общее правило. После уроков, упражнение в сочинениях составляет главный предмет твоих домашних занятий (Уст. Д. Уч. Введ. § 22). Оно способствует к развитию ума и к изощрению дара слова, и искуство в нем есть верное свидетельство о просвещении: напротив, не уменье правильно писать есть признак безграмотности. Занимайся же этим делом с особенным усердием, и не для того только, чтобы не быть безграмотным, но и для того, чтобы лучше приготовиться к составлению поучений, для своей будущей паствы.

I. Наставления, руководствующие к размышлению о предмете, данном для сочинения.

444. Помолившись Богу, начни думать о своем сочинении; вникни глубже в тот предмет, или предложение, какое дано тебе для сочинения, и старайся совершенно уяснить его себе.

445. Дольше размышляй о нем, рассмотри его со всех сторон, и каждую новую мысль, представляющуюся тебе, которая относится к данному предмету, записывай для памяти.

446. Из собранных таким образом мыслей составь план своего сочинения;—для каждой придуманной мысли, которая прямо относится к делу, назначь свое место.

447. Прежде нежели начнешь писать сочинение, придумай все доказательства, все пояснения и распространения, примеры и подобия, даже некоторые слова, особенно выразительные так, чтоб, — прежде чем изложишь на бумаге свое сочинение,—в голове твоей оно было уже почти готово.

448. Обдумывать свое сочинение, составлять план ты можешь везде, и во всякое время, даже когда бываешь на прогулке, когда ляжешь спать и проч.; но писать его лучше или утром,—встав от сна ранее обыкновенного, особенно в летнее время,—или вечером, в часы, положенные для занятий. Тотчас, по принятии пищи, заниматься сочинением вредно.

449. Приискивая мысли для сочинения, проникайся данным предметом. Писав о буре, представляй, будто тебя самого застигла буря в лесу, или в поле, на реке или озере, и замечай те ощущения, какия у тебя рождаются при таком представлении. Писав о смирении, также проникнись сим христианнейшим чувством, и, на самом деле, старайся быть, в это время, особенно кротким и смиренным, и т. п. В том же случае, когда затрудняешься приискать материю для своего сочинения, пользуйся помощию риторических правил о изобретении мыслей.

450. Если, при всей твоей заботливости, написать сочинение, ты не находишь, и никак не можешь придумать мыслей для него: тогда прочитай со вниманием, у хорошого автора, что—нибудь в том роде, в каком тебе дано предложение. Если тебе дана тема историческая, прочитай что-либо из истории; при сочинении проповеди, прочитай со вниманием несколько глав из Нового Завета. Подобное занятие приведет твои мысли в порядок, и настроит твой ум к размышлению. Но главным образом, в подобном случае, обращайся с искреннею молитвою к Богу: Аще кто от вас лишен есть премудрости, да просит от дающего Бога всем нелицеприемне, и не поношающаго, и дастся ему (Иак. 1,5).

II. Наставления , касательно изложения мыслей, придуманных для данного сочинения.

451. Когда все, что должно войти в твое сочинение, у тебя будет придумано, постарайся успокоить все свои чувства, оставить все посторонние мысли, и, опять призвав Бога в помощь, перекрестись и начинай излагать свои мысли на бумагу.

452. Слова и выражения употребляй в своем сочинении только такие, которые ты совершенно понимаешь; фраз звучных, блестящих не придумывай. Заметь и помни прекрасное наставление, касательно этого, в Уставе Дух. Семинарий, где сказано: Паче всего, во всех родах словесных упражнений должно заботитися о простоте и ясности, и избегать всякого напыщения и пустого велеречия (§ 136).

453. Пиши свое сочинение, с первого разу, как на-бело : выражения употребляй точные, ясные; периоды округляй, не думая о том, что после будут исправлять его.

454. Начав писать сочинение, занимайся им каждый день, и не оставляй этого дела до тех пор, пока совершенно не окончишь его.

455. Окончив сочинение, оставь его, дня на два или на три, и займись в это время опять чтением книг в том роде, в каком ты писал; а потом снова пересмотри свое сочинение, и займись его исправлением.

456. Исправляя свое сочинение, будь самым строгим критиком его; прочитай его вслух, вникни в каждую мысль, прислушивайся к каждому слову; и все, что не относится к делу,—каждое слово, которое не хорошо звучит для слуха, каждую тяжелую фразу, или замени другими, более легкими, или совсем оставь,—не жалей их: приятней ли тебе будет, когда наставник, своими поправками, измарает твое сочинение?

457. По окончании сочинения, прочитай его близкому тебе товарищу; попроси его указать тебе недостатки, какие он заметит, обсуди эти замечания, и воспользуйся ими: сам ты присмотрелся к своему сочинению, от тебя многие недостатки его могут ускользать; поэтому не стыдись поверять своих трудов своему другу.

458. Если бы твой труд уже был близок к концу, или уже был кончен,—а между тем мысли твои более уяснились и навели тебя на другой план для твоего сочинения, лучший прежнего: то не ленись переделать свое сочинение; двойной труд принесет тебе двойную пользу.

III. Особенные правила благоразумия для воспитанников, касательно занятия сочинениями.

459. Во все время, пока ты занимаешься сочинением, старайся иметь особенно благоговейную, молитвенную настроенность духа, и ни с кем из товарищей не производи никакой размолвки. Спокойствие души и совести и мир с ближними—необходимые условия, для написания хорошего сочинения.

460. Не думай того, что ты не в числе отличных учеников, и поэтому от тебя не потребуется отличного сочинения,—что для тебя довольно подать какое нпбудь сочинение, лишь бы казаться исправным в глазах наставника: такие мысли всегда и везде вредны. Помни, что ты пишешь сочинение не для наставника, а для собственного образования; и чем больше и усерднее ты занимаешься каким-либо делом, тем больше пользы для тебя от этого дела.

461. Не списывай чужих сочинений, ни печатных, ни рукописных, и не напрашивай своих товарищей, писать за тебя сочинения; чем более ты будешь прибегать к сему способу,—казаться исправным в глазах наставника, — тем более будешь отставать от сверстников своих в успехах, и наконец сделаешься совершенно негодным к продолжению учения.

462. Не скучай,— не падай духом, если сочинение твое, стоившее тебе много времени, и многих трудов, не удалось.—Занимайся с усердием вторым и третьим сочинением.— Труд твой не пропадет даром; твое прилежание поможет тебе сравняться успехами в учении с теми товарищами, которые гораздо способнее тебя,—и даже превзойти их, если, надеясь на свои способности, они будут опускать свои занятия.

463. К наставническим замечаниям и поправкам твоего сочинения будь особенно внимателен, не опусти ни одного из них без внимания; пересмотри и обдумай их все, и не один раз. Не обижайся, если будет много таких поправок; чем больше, тем для тебя полезней: значит, наставник внимателен к тебе и заботится о твоем усовершенствовании.

464. Переписывай на-бело свое сочинение всегда сам, на хорошей бумаге, хорошими чернилами, как можно тщательней и разборчивей; имена Божии и Святых Божиих пиши всегда с благоговением, и полными словами, а не сокращенно; под текстами Св. Писания, для отличия их от обыкновенной речи, проводи черту и всегда старайся соблюдать правильность в правописании. Словом: заботься, чтобы все, что выходит из твоих рук, рекомендовало тебя, как ученика благовоспитаннаго.

465. Береги свои сочинения, как черновые, так особенно беловые, просмотренные наставником; первые для того, чтоб после ты мог видеть, как развивалась твоя мыслительность, а последние, — чтоб смотреть и справляться, какие были деланы тебе поправки и замечания.

ОТДЕЛ ТРЕТИЙ.
Правила для воспитанников, руководствующие их, при чтении книг.

466. Общее правило. Чтение нужно тебе, к улучшению, и облагорожению твоего дара слова, и к усовершенствованию и увеличению познаний, приобретаемых тобою из уроков. Посему старайся это занятие направлять к этой именно цели, и будь осторожен, чтобы оно не было для тебя только тратою времени, или не приносило бы тебе вреда, вместо пользы.

467. Заметь и всегда помни следующее правило Устава Духовных Училищ, касательно чтения (Введ. § 23): «Ничто не может быть более вредно, как чтение произвольное, поверхностное, рассеянное, без точной цели и аналитического разбора. Оно насыщает ум, затмевает понятия, приучает к разсеянности мыслей, и есть не что иное, как пища праздности, и пустое препровождение времени.»

I. Какие книги полезно читать духовному воспитаннику, и каких не должно?

468. Почитай главным предметом своего чтения Св. Библию: «источник премудрости Слово Божие вышних, и шествия ея заповеди вечныя (Сир. 1, 5),»говорит Премудрый. Духовному воспитаннику непростительно-грешно, во время своего учения, не прочитать Библии, несколько раз, от начала до конца» (Древние христиане из псалмов научались умилению, из Притчей и Сираховой мудрости-общественной и домашней добродетели, из Екклезиаста-в чем состоит истинное благополучие: отсюда приступали к Евангелию и никогда не выпускали его из рук своих. (памят. Гр. Ц. стр. 465}. Заметь это и старайся подражать древнему благочестию!).

469. После Священного Писания, чтение писаний Святых Отцов,—и особливо Златоуста, как один из лучших источников духовного красноречия (Уст. Дух. Сем. § 132), должно быть твоим любимым занятием.

470. При выборе других книг для чтения, проси совета у наставников и других лиц, к которымь ты имеешь доверие.

471. С пользою для себя всегда можешь читать духовные журналы,—поучения отечественных проповедников, и подобные духовно-вравственные сочинения,—сочинения исторические,—о хозяйственных предметах и т. п.; но и здесь всегда лучше, если наставник выберет тебе книгу; особенно ученики низших классов ничего не должны читать, без указания высших лиц.

472. Не читай романов, повестей, сочиняемых для занятия и развлечения праздного досужества; дорогое для тебя время, за этим чтением потеряешь, а пользы от него не получишь никакой; напротив можешь еще, таким чтением, разстроить свое воображение, развратить сердце, взволновать твою чистую юную кровь, а иногда и неопытный ум твой заразить идеями ложными, гибельными.

473. Не читай также сочинений медицинских, в которых описываются признаки болезней; подобное чтение многих здоровых заставляло почитать себа больными, и, на целый век, делало ипохондриками, и несчастными мизантропами.

II. Как поступать, чтоб чтение было полезно?

474. Не заботься читать много. Не много прочитай, но так, чтоб после чтения ты мог дать полный отчет в том, что тобою прочитано,—мог разсказать порядок мыслей, указать, что особенно заняло твое внимание, заметить понравившееся тебе изложение и пр.

475. Поэтому, читай не спеша, следи за развитием мыслей, и за их изложением; замечай красоты языка; вдумывайся не только в новые встречающиеся тебе мысли, но и в самые слова; прочитав несколько листов, останавливайся, припоминай и давай себе отчет в том, что ты прочитал; прочитав всю книгу, или какую либо отдельную статью, опять старайся повторить в уме твоем все главные мысли и порядок их. Это, незаметно, научит тебя самого правильно мыслить о тех или других предметах.

476. Сочинение, отличное по мыслям, и слогу, которое тебе особенно понравилось, прочитай в другой и третий раз,—с новым, большим и большим вниманием и размышлением. Испытав совет этот, ты скоро увидишь, как он полезен!

477. Читал сочинения различных авторов сравнивай их между собою; усматривай чем они различаютея, замечай у каждого свои особенности, свое достоинство или недостатки, чтоб ты не только сам для себя мог приобрести отчетливое понятие о том или другом сочинителе, но, при случае, мог сообщить о нем верное понятие и другому.

478. В разговорах с товарищами, делитесь один с другим познаниями, приобретенными чрез чтение; разсказывайте друг другу как вообще содержание всей прочитанной книги, так и вчастности о тех местах, которыя произвели на кого особенное впечатление. Сообщайте друг другу свой взгляд, или свое суждение о прочитанной книге, и не просто говорите, что «такая-то книга хороша или худа»; но всегда умейте обстоятельно показать ее недостатки, или основательно дока зать ея достоинство. Иначе не должно и произносить о ней своего суждения.

III. Наставления о ведении журнала чтения, и о времени для чтения.

479. Чтобы тебе всегда можно было припомнить, когда, о чем, и в какой книге ты читал, заведи у себя памятную тетрадь, для записывания своего чтения, в таком виде, как найдешь удобнее.

480. Если прочитанная тобою статья произвела на тебя особенное впечатление, и знание, доставляемое тебе ею, в последствии, может быть, тебе нужно или полезно, то в своем журнале отметь ея содержание подробнее; при этом можно выписать и слово в слово те места, которые особенно обратили на себя твое внимание, как своим содержанием, так и изложением.

481. Те ученики, которые часто занимаются чтением, и читают книги разнообразные, по содержанию,— ученики высших классов пусть заведут по несколько тетрадей, одну для выписок из статей исторических, другую для выписок из журналов сельского хозяйства, третью для замечаний о Богословских истинах, и не опустительно записывают в них предметы своего чтения.

482. В журнале своем, по поводу известного чтения, записывай иногда собственные размышления, чувствования, или свое суждение о прочитанной статье, впечатление, ею произведенное: это весьма много содействует образованию мысли и слова.

483. Веди свой журнал чтения, как можно тщательней, чтоб не тебе только в последствии приятно и полезно было перечитывать его, и находить в нем справки о той или другой книге, но и всякому, кому он будет принадлежать, после тебя.

484. Упражняясь в чтении книг, поступай однакож так, чтоб чтение не отнимало времени от других твоих срочных занятий. Когда не выучен урок, не приготовлено срочное сочинение; тогда в часы, положенные для вечерних занятий, не время заниматься чтением. Самым приличным, для упражнения в чтении, временем можно почитать время,—спустя минут двадцать,—после обеда или ужина, когда уроки уже должны быть выучены, а заниматься сочинениями не удобно.



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»