Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Возрастные психолого-педагогические особенности детей /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Ясельный возраст
• Дошкольный возраст
• Краткая характеристика особенностей дощкольного возраста
• Младший школьный возраст
• Младший подростковый возраст
• Старший подросток
• Юношество
• Младенчество
• Ребенок ясельного возраста
• Период раннего детства
• Период среднего детства
• Период позднего детства
• Ранний подростковый период
• Средний подростковый период
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
(4-6 лет)

Особенности физического развития.

Быстрый рост, чрезвычайная активность.
Предоставляйте больше возможностей для движений: подвижные песни, игровые движения пальцев, передвижения по комнате и т.д. Очень важно, чтобы стулья были подобраны по росту. Здесь уже болтающиеся ноги делают малышей неугомонными. Необходимо чередовать время активных занятий и спокойных.

Активные сенсорные процессы.
Освящение в комнате должно быть яркими светлым. Поскольку дети еще дальнозоркие, позаботьтесь, чтобы наглядные пособия были большие, яркие, с крупными изображениями. Малышам трудно сосредоточить внимание на мелких деталях

Небольшие мышцы, моторные навыки не развиты полностью.
Не давайте детям засиживаться. Подбирайте соответствующие упражнения, развивающие определенные мышцы. Например, для крупных мышц: прыжки, бег; для развития мелкой ручной моторики: мозаики, раскраски, вырезания. Полезно применять физминутки. Это и развивает мышцы, и доставляет детям удовольствие.

Учатся петь – стараются улавливать мелодию.
Учите с детьми различные песенки и пойте с ними как можно чаще. Но заранее убедитесь, что диапазон голоса не слишком низкий или высокий. Учите их петь мягко, нежно, а не кричать.

Особенности умственного развития.

Стремятся к общению. Имеют определенный словарный запас, который быстро пополняется. Легко усваивают новые слова.
Обучая детей дошкольного возраста, будьте осторожны в использовании сложных слов, потому что дети могут говорить слова, которые в действительности сами не понимают. Просите детей чаще высказываться, излагать свои мысли. Например, попросите объяснить тот или иной стих, песенку. Сами чаще разъясняете непонятные слова в песнях, стихах, рассказах.

Полны желания познавать. Быстро запоминают, но могут также легко забыть.
Используйте такие виды учебной деятельности, когда работает не только зрение, но и чувства. Дошкольники активно учатся посредством своих чувств. Чем больше впечатлений, тем быстрее и на долго запоминаются те или иные моменты историй, занятий.

Доверчивы – верят всему, что ему говорит взрослый.
Учите детей только тому, что способствует становлению доброго характера. В эти годы важно наполнить их умы библейскими историями. Они поверят всему, что вы им расскажете.

Любознательны и впечатлительны - задают много вопросов.
Важно серьезно относится к их вопросам и пытаться отвечать как можно конкретнее и проще. Они не хотят и не нуждаются в сложных ответах.

Способны думать одновременно только о чем-то одном – объем внимания узок.
Не концентрируйте внимание своих детей более, чем на одном предмете одновременно. Их мышление пока еще ограничено. Пусть ваши вопросы будут простыми и конкретными. Избегайте двух вопросов в одном, ваш маленький ученик будет озадачен подобным вопросом. Не мучайте ни себя, ни детей. Детям трудно смотреть на что-то и в то же время отвечать на заданный вопрос.

Обладают богатым воображением.
Могут восстановить многие упущенные вами детали. Вашим детям захочется рассказать вам обо всем, что они думают в настоящий момент, несмотря на то, имеет ли это какое-либо отношение к рассказу или нет. Обязательно поощряйте их воображение, и в то же время различайте факты и фантазию.

Особенности социального (общественного) развития.

Хорошие подражатели.
Используйте желание детей подражать, чтобы поддерживать хорошее поведение. Это более эффективное средство, нежели обращать внимание на непослушного. Иначе детям захочется подражать и ему.

Дружелюбны и получают удовольствие, играя с другими детьми.
Планируйте организацию внеклассных работ, поход на природу, экскурсий. Дайте возможность быть детям ближе друг к другу. Таким образом, вы научили бы их ладить с другими – что-то делать по очереди, делиться игрушками и быть любящими.

Общительны.
Дайте возможность детям говорить, обучайте их активности. Хорошо было бы предоставить место для собственного размышления, сделать так называемый «уголок уединения». Используйте в качестве средств обучения ключи к разгадке.

Учатся в игре.
Придумайте такие занятия, в которых дети могут подражать взрослым, т.е. организуйте сюжетно-ролевые игры. Им хочется носить профессиональную одежду взрослых и воображать, что они проповедники, врачи, учителя, медсестры. Если у вас нет полного снаряжения, то вам поможет предметно - развивающая деятельность.

Стремление скорее вырасти – с нетерпением ждут своего дня рождения.
Организуйте маленький интересный праздник, чтобы именинник почувствовал, как он важен для Бога, и как Бог счастлив, что дети растут. Важно отметить это событие подарком и дать возможность каждому ребенку поздравить именинника, (одновременно развивая в детях любовь, заботу, внимание и уважение друг к другу). Празднуя день рождения, нужно особенно подчеркнуть Божью любовь и заботу.

Особенности эмоционального и духовного развития.

Обладают сильными чувствами и различными страхами, легко возбуждаются, импульсивны, учатся контролировать свои чувства.
На уроке необходима спокойная атмосфера. Помните, ваши чувства сильно влияют на чувства детей, поэтому контролируйте свое волнение, раздражение или нетерпение. Спокойствие и уравновешенность совсем по-другому скажутся на ваших малышах. Не делайте свой рассказ слишком драматичным, иначе дети могут отреагировать бурно. Страх – сильное чувство для дошкольников. Они боятся снов, незнакомых людей, новых мест. Не увеличивайте их страхи, а больше рассказывайте о Божьей заботе, об ангелах, которые их охраняют.

Стремятся быть в центре внимания.
Пытайтесь уделять внимание каждому ребенку. Чаще хвалите за хорошие поступки. Дети же, которые получают мало внимания дома, возможно захотят заполучить ваше. Вы можете помочь таким детям, посещая их на дому.

Часто робки, нуждаются в безопасности и уверенности.
Таким детям лучше не навязывать участие, а похвалой воодушевить совершить первый шаг. Ни в коем случае не заставляйте силой! Никогда не унижайте ребенка, который стесняется или испытывает страх.

По своей природе полны сочувствия, начинают думать о других.
Лучшее время развивать сострадание. Вы можете научить их помогать другим при помощи разучивания песен для больных (про больных), пойти вместе к больному и спеть с ними; делиться своими игрушками вещами с детьми, не имеющих маму и папу; мастерить своими руками поделки для других и т.д. Делайте акцент на Божьей любви и заботе.

Жаждут узнавать о Боге.
Осторожно объясняйте им простые истины о Боге. Используйте различного рода пособия, фигурки, предметы и разнообразные задания.

Краткая характеристика возрастных особенностей данного возраста



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»