Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Методические рекомендации / Детская психология /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• О задачах и средствах религиозного воспитания и образования
• Православное богослужение как основа религиозного преподавания
• Наглядные пособия на уроках воскресной школы
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Спутник законоучителя”
• свящ. Е.Ф. Сосунцов “Методика преподавания Священной истории”
• Возрастные психолого-педагогические особенности детей
• Светская педагогика
• Детская психология
• Православная педагогика
• Педагогика и дидактика
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В СВЕТЕ СЛОВА БОЖЬЕГО


Главы из книги

Цель этой главы — познакомить преподавателя с основными изменениями в психологическом развитии ребенка, от рождения до подросткового возраста, показать разницу в ощущениях и мышлении детей разных возрастных групп. Эта глава поможет вам лучше понять детей, приходящих в воскресную школу, и принять их такими, какие они есть.

В Евангелии от Луки во второй главе мы читаем о том, как родители Иисуса вместе с Ним ежегодно приходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Ему было 12 лет, они, по обычаю, снова отправились в Иерусалимский храм. В конце праздника родители ушли, думая, что Он отправился домой вместе с родственниками, но в этот раз Иисус остался беседовать в храме с учителями. Когда выяснилось, что Его нигде нет, они разволновались и вернулись обратно в Иерусалим для того, чтобы найти своего сына, и искали его три дня. Найдя Его, мать спросила: «Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». Он ответил: «Вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Родители удивились: «Разве может сын говорить такое своим родителям?» Но Иисус вернулся домой со Своими родителями и подчинялся им.

Евангелист пишет: «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте, и в любви у Бога, и у человеков» (Лк 2:52). Заключение этой истории описывает многосторонний процесс физического, интеллектуального, эмоционального и духовного роста ребенка. В этой главе мы рассмотрим разнообразные аспекты развития ребенка.

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Мир детства, мир удивительный, не всегда понятен нам, взрослым. А понять его необходимо для того, чтобы общаться с самыми важными людьми, нашими детьми, на одном языке. Иначе все попытки наладить контакт не увенчаются успехом.

Детская психология — часть светской академической науки, возрастной психологии. Что же такое возрастная психология? Возрастная психология — это человеческое стремление понимать и абстрактно описывать интеллектуальное, эмоциональное и волевое состояние и изменения, связанные с взрослением человека в течение его жизни. Психология ставит вопрос: «Что есть человек?» и отвечает на него. Но мы, верующие, ставим этот вопрос и отвечаем на него не только с точки зрения человеческого опыта, но и в свете Библейского откровения, откровения Слова Божьего. Ребенок — человек, созданный Богом. Мы спрашиваем: «Как ребенок воспринимает мир? Как он относится к своим родителям, знакомым, друзьям и чужим людям? Как он понимает взаимоотношения со своим Создателем?»

Один мудрый профессор предложил студентке провести эксперимент: прогуляться со своим десятилетним сыном по улице, а потом проанализировать то, на что обратил внимание каждый из них. Вот что рассказала мать: «Мы вышли во двор. Я обратила внимание на то, что день солнечный, недавно прошел дождь, потому что на тротуаре еще видны лужи. На скамеечке возле клумбы сидела Мария Ивановна с пятого этажа и что-то рассказывала соседкам. Когда мы свернули за угол, то рядом с универмагом в палатке с продуктами две женщины покупали макароны отечественного производства, но мне нужно было растительное масло, а его там не было».

Рассказ сына: «Когда мы вышли на улицу, я увидел, что Витька из 6-го «Б» ударил Сережку портфелем по голове. Тот ответил ему, и завязалась драка. Потом мимо нас проехала крутая машина с такой скоростью, что обрызгала прохожего. Вот бы ее догнать! Когда мы свернули за угол, я увидел двух женщин. У одной была собака овчарка, злющая, наверное...»

Мать и сын шли рядом, одним путем, но какое разное у них впечатление от увиденного! Второй пример иллюстрирует такую же разницу ощущений. Воспитательница спросила у трехлетней девочки: «Кто такой Бог?» Девочка ответила: «Бог — это Иисус, Иисус — это Бог». «Откуда ты знаешь?» «Мои родители мне рассказывали — они-то знают». Но та же девочка, став подростком, ответила на этот вопрос по-другому: «Библия свидетельствует мне о Боге, и я сама ощущаю Его присутствие, присутствие Святого Духа, и я с радостью поклоняюсь Богу с моими друзьями».

Оба примера говорят о разном. Именно об этой разнице в ощущениях, в восприятии, в понимании окружающего мира, самого себя и Бога, его Создателя и Спасителя рассказывает возрастная психология, именно об этой разнице мы и будем говорить.

Базовые понятия

Для того, чтобы возрастная психология стала нам более ясной, необходимо усвоить некоторые понятия.

Первое — это понятие о ведущей деятельности. Ведущая деятельность — это основная деятельность, которая влечет за собой психическое развитие ребенка. Именно посредством нее ребенок наиболее активно развивается, приобретает опыт, познает окружающий мир. Это отнюдь не значит, что ребенок только и занимается этим видом деятельности, но она наиболее значима для него и должна стать значимой для взрослого в процессе общения с ребенком. Ведущая деятельность — ключ к пониманию детского поведения, к выбору форм обучения и многим другим вопросам. В каждом возрасте она своя, неповторимая.

Следующее понятие — социальная ситуация развития. Это система взаимоотношений ребенка и взрослого, взаимоотношения ребенка с окружающим миром и представления о нем. Рассмотрим социальную ситуацию развития младенца. Она заключается в полной слитности мамы и малыша: младенец никак не отделяет себя от взрослого человека, его отношение к окружающему миру — полное единение со взрослым.

Возрастной период сменяется тогда, когда у ребенка изменяется социальная ситуация развития. Почему она изменяется? Потому что прежняя больше не устраивает ребенка. Он накопил определенные знания, овладел некими действиями, у него изменились потребности, появились новые желания, а в прежней ситуации развития он не может реализовать эти потребности, следовательно, ребенок стремится к новым взаимоотношениям с социальной средой. Это противоречие прежней социальной ситуации с возникшими новыми потребностями вызывает кризис возраста.

Таким образом, мы подошли к новому понятию — кризис возраста.

Кризис возраста — это временное психологическое состояние человека, которое наступает с изменением потребностей личности и заканчивается изменением социальной ситуации ее развития. Это — противостояние между старой ситуацией социального развития и возникающими потребностями и желаниями ребенка. За чем будет победа? Без сомнения, победа будет за желаниями. Взрослому человеку не нужно ввязываться в это противостояние, давить на ребенка, заставлять поступать по своему взрослому мнению и пониманию. Такими действиями мы лишь усугубим сложность кризиса, а поведение ребенка в период кризиса для нас отнюдь не самое приятное. Дети требовательны, раздражительны, иногда деспотичны, не слушаются и делают по-своему. Именно из-за подобных сложностей кризис возраста воспринимается как нечто отрицательное.

Тем не менее кризис возраста — это необходимый этап в развитии ребенка, переход на новую ступень, более взрослую, более зрелую, он свидетельствует о динамике развития ребенка. Всем этим процессом правит Бог.

Состояние кризиса не вечно. Кризис прекращается, как только вокруг ребенка образовывается новая социальная ситуация развития, удовлетворяющая его нужды и потребности. Отменить кризис возраста невозможно, а вот помочь пережить сложную ситуацию с Божьей помощью — во власти взрослого.

Итак, перед нами шкала развития ребенка:
— кризис новорожденного, ведущая деятельность — общение ребенка со взрослым;
— 1 год — кризис одного года, ведущая деятельность — предметно-практическая;
— 3 года — кризис 3 лет, ведущая деятельность — игра;
— 6-7лет — кризис 7лет, ведущая деятельность — учебная;
— 11-12 лет — подростковый кризис, ведущая деятельность — общение со сверстниками (дружба);
— 15 лет — кризис 15 лет, ведущая деятельность связана с приобретением профессии.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ


Кризис трех лет

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений между ребенком и взрослым, иначе его можно назвать кризисом выделения собственного «Я».

К концу раннего возраста у ребенка возникает стремление к самостоятельной деятельности: взрослый больше не «закрыт» предметом, то есть для ребенка предмет не играет больше главенствующей роли, зато взрослый как бы впервые раскрывается пред ним. Здесь появляется феномен «Я сам», который означает не только возникновение самостоятельности у ребенка, но и его отделение от взрослого. «Предметный» мир жизни ребенка превращается в мир «взрослых людей».

Ребенок постепенно отделяется от взрослого, становится более самостоятельным. Существуют признаки такого отделения, проявляющиеся в симптомах кризиса трех лет:

1. Негативизм. Это отрицательная реакция со стороны ребенка, который отказывается подчиняться определенным требованиям взрослых.

2. Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем собственном требовании. Таким образом происходит выделение личности ребенка, он требует считаться с этой личностью.

3. Строптивость. Строптивость носит более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

4. Своеволие. Проявляется в том, что ребенок хочет что-то делать самостоятельно.

5. Обесценивание личности взрослого. Ребенок ругается на взрослого, тем самым поднимая себя в своих собственных глазах.

6. Протест-бунт, проявляющийся в частых ссорах с родителями. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающим миром, постоянном конфликте с ним.

7. Психологи утверждают, что в семьях с единственным ребенком встречается явление, называемое стремлением к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

В кризисе трех лет, как уже говорилось, ребенок отделяет себя от взрослого, он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же «взрослыми правилами», выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью.

Понятно, что в поведении ребенка во время кризиса проявляются далеко не самые приятные вещи. Тем не менее период кризиса необходим для развития — это новая ступень, заложенная Богом, которая позволяет человеку двигаться дальше в личностном развитии.

Характеристика дошкольного возраста
Социальная ситуация развития

Быть взрослым — самая главная потребность ребенка. Именно она руководит ребенком в его капризах и требованиях. Представьте себе ребенка, перед которым раскрылся во всем разнообразии и привлекательности мир взрослых отношений. Ребенок начинает изучать социальные роли взрослых. Нередко дети с гордостью сообщают окружающим о профессии своих родителей, об их принадлежности к социальному миру. Это открытие порождает желание быть частью этого разнообразного мира, быть кем-то, но кем? В действительности продавцами, даже священниками. Всем, кем угодно, только не детьми. Как вы думаете, какой шанс у трехлетнего карапуза занять социальный статус во взрослом мире? На самом деле шанс высок, потому что есть деятельность, которая позволяет ребенку приобрести социальную роль взрослого, побывать, пусть ненадолго, всем, кем он только пожелает. Эта деятельность становится самой важной в жизни ребенка — ведущей, а называется она сюжетно-ролевоп игрой. Именно в игре ребенок реализует все свои желания и мечты, потому что игра для него так же реальна, как для взрослых повседневность.

Особенности общения со взрослыми

Примерно в три года ребенок делает потрясающее открытие. Оказывается, он не «центр вселенной» и даже не «центр семьи». Ему все время казалось, что все существует для него, а мама, папа и все взрослые созданы ради него. Но в жизни оказалось, что мама и папа любят друг друга, а не только его. Это открытие часто приводит детей в состояние шока.

Раньше общение ребенка с родителями строилось в двух плоскостях:

ПАПА - МАЛЫШ Это мое общение с папой
МАМА - МАЛЫШ Это мое общение с мамой

Теперь появляется третья грань, которой раньше ребенок не замечал.
РЕБЕНОК - МАМА – ПАПА

Сколько семей испытали на себе ревность собственного чада! Создается впечатление того, что ребенок не терпит и не принимает общения между родителями. Родители, помогите ребенку пережить его открытие и принять реальность!

Особенности развития речи

Речь дошкольника развивается в двух направлениях: совершенствуется ее практическая сторона и она становится орудием мышления.

Что касается практической стороны речи, здесь все просто. Трехлетние карапузы говорят столько, что взрослым остается только удивляться их неудержимой энергии. Если чуть раньше малыш употреблял лишь отдельные слова, а предложения его состояли из 2-3 слов, то теперь создается впечатление, что он решил наговориться за все предыдущие годы молчания. Надо отметить, что, если для девочек «прорыв речи» характерен в возрасте трех лет, то у мальчиков он может произойти и в четыре года, и позже.

С одной стороны, на уроках в воскресной школе это может нам помочь, так как с детьми можно поговорить по любому поводу, по их речи узнать, насколько усвоен материал, и главное, пообщаться, показав этим свою любовь к ним. С другой стороны, их разговорчивость может пагубно повлиять на ход урока. Например, простой вопрос, заданный во вступлении к истории: «Кто из вас видел животных» или «Кто из вас был на речке и купался», даже самого опытного преподавателя выбивает из колеи. Ведь пока каждый дошкольник не расскажет о своем опыте общения с нашими «братьями меньшими», разговоры не стихнут.

Если практическая сторона речи развивается достаточно стремительно, то понимание этой речи самим малышом — процесс более долгий. Вся речь для ребенка - единое целое, разделить которое на отдельные слова крайне сложно. Проследим это на примере разговора с пятилетним ребенком.

Экспериментатор (говорит ребенку простое предложение): «Володя чистит зубы». Какое первое слово?

Люся: Володя чистит зубы.

Экспериментатор:Это все одно слово?

Люся: Нет. Порошок еще со щеткой.

Однажды на уроке в воскресной школе можно было наблюдать интересную картину. Учительница дошкольной группы заучивала с детьми золотой стих. Так как дошколята еще не умели читать, вместо написанного текста она использовала сигнальные карточки с простыми изображениями. Каждая карточка обозначала одно слово из стиха. Преподаватель разложила перед детьми карточки и попросила детей повторить стих, поочередно читая слова. Но дети не смогли справиться с задачей, а читали его целиком. Как же сетовала учительница на свою «бездарную группу», не подозревая, что ошибку допустила она — не учла особенностей развития речи ребенка.

Второе направление развития речи

Речь становится орудием мышления. Вспомните, ребенок раннего возраста думает конкретно, действиями. Здесь картина иная. Чтобы ребенку подумать, ему нужно проговорить то, о чем он думает.

Понаблюдайте за тем, как играют малыши. Их игра сопровождается речью, даже если они находятся в одиночестве, они проговаривают все свои действия. В этом возрасте по речи дошкольника можно судить о его умственном, интеллектуальном развитии. Но только в этом возрасте.

Слова, употребляемые преподавателем на уроке, должны быть понятны детям. Если ребенку не будет понятен смысл сказанного, он не сможет выслушать даже самую интересную историю. Это не значит, что преподаватель совсем не должен употреблять новые слова, давать новые понятия, — детям нужно развиваться. Но использовать на уроке новые, неизвестные ребенку слова (понятия), нужно осторожно, объясняя их значение. На уроке для детей трех-четырех лет можно употребить только одно новое слово. Для детей пяти-шести лет — не больше двух слов.

При подборе золотого стиха для разучивания внимательно просмотрите количество слов в нем и трудность их произношения. Представьте, как огорчится малыш, если не сможет произнести за вами трудное слово! В другой раз он просто откажется заучивать наизусть. Запомните, что для детей трех-четырех лет золотой стих не может состоять больше чем из пяти-шести слов. Для детей пяти-шести лет — не больше чем семи-восьми слов.

Особенности развития мышления

В раннем возрасте ребенок научился решать элементарные мыслительные задачи, видеть связь между предметами, думать с помощью образов. В дошкольном возрасте ребенку приходится решать все более сложные задачи. Ребенок становится любознательным, ставит перед собой познавательные задачи и ищет их решения. И именно у трехлеток появляются тысячи «почему». Впервые дети начинают пробовать рассуждать. Например, Кирюша (4 года, 10 месяцев), побывав днем на елке, вечером высказывает свои мысли об увиденном родителям:
— Это была не настоящая Баба Яга, а переодетая.
— Почему ты так думаешь?
— Если бы она была настоящая, то она, конечно же, всех бы съела, а кругом валялись бы косточки. А так — это просто переодетые люди играют Бабу Ягу и Зайчика, и Снегурочку. А ты думала, что они настоящие? Эх ты, а еще взрослая!

Младший дошкольник обладает наглядно-образным мышлением. Поэтому абстрактные вещи и понятия (Богочеловек, Преображение, день Пятидесятницы) сложны для него.

Это абстрактные понятия, которые невозможно представить себе с помощью обычных образов. Подобные темы надо упростить. Например: день Пятидесятницы — это День рождения церкви. А объяснение образов типа «огненное пламя — это символ Святого Духа», нужно отложить до следующего возрастного периода. Но возникает дилемма: как быть с притчами? Опыт показывает, что сами притчи дети очень любят слушать, но как быть с пониманием? Мы считаем, что дети, прежде всего, должны любить Слово Божье, а потом уже понимать. Слово Божье настолько глубоко, что никто не может до конца исчерпать Его богатства, оно производит Свое действие даже в сердце дошкольника. Пустите детей слышать Слово с удовольствием и понимать Его на своем уровне. На протяжении жизни безусловно Господь даст им понять эти притчи по-новому. Ведь духовный смысл, заложенный в притчах Иисуса Христа, зачастую очень абстрактен.

К концу дошкольного возраста у ребенка окончательно развивается образное мышление, он пытается совершать в уме мыслительные операции.

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, поэтому в историях можно использовать пространственные понятия, но временные понятия, такие как «завтра», «сегодня», «утро», «вечер», дети усваивают сложнее. Если использовать их без опоры на действие (утром мы просыпаемся, умываемся и т.д.), то они не будут поняты.

Фраза «Это случилось 2000 лет назад» не будет им понятна. Один малыш, услышав такую фразу, спросил: «А это сколько ночек нужно поспать?»

Особенности развития памяти, восприятия, внимания

Память, восприятие, внимание носят непроизвольный характер. Дошкольник не может поставить перед собой задачу запомнить текст или переключить внимание, поэтому не имеет никакого смысла попросить детей самостоятельно запомнить стих, слова песни. Весь ваш урок должен быть направлен на пробуждение интереса у малыша (в некоторых методиках иначе это действие называют «заинтересовывающий момент», «игровой момент», «крючок»). Мы сами, преподаватели и воспитатели, должны прилагать все усилия, чтобы ребенок обратил внимание на наши действия и, как бы играючи, учил слова.

Особенности физического развития

Дошкольный возраст обусловлен очень высокой физической активностью. Дети настолько подвижны, что создают впечатление неиссякаемого источника энергии. Это время называют «возрастом непосед». Именно этим обуславливается огромная любовь детей к подвижным играм. Они способны посидеть спокойно лишь несколько минут. Вследствие этого каждому учителю нужно знать: урок должен быть максимально динамичен, то есть каждые пять-десять минут деятельность должна сменяться.

В этом возрасте дети активно растут, развивается мелкая моторика рук. Поэтому займитесь с ними изготовлением поделок, но помните, что им еще не все по силам.

Приблизительно в 4 года в ребенке просыпается желание поэкспериментировать над своим физическим «я». Дети как бы задаются вопросами: «А что будет, если я выпью эту жидкость? А если я проглочу все бабушкины таблетки? Прыгну со стола? Съем мыло на завтрак?» Поэтому каждому преподавателю, работающему с детьми (такого возраста, нужно помнить правило номер один — техника безопасности на уроке. Если вы пользуетесь ножницами — то только с тупыми кончиками. Если клеем, то он должен отвечать нормам безопасности — быть неядовитым, не просроченным.

Особенности развития эмоциональной сферы

Дети дошкольного возраста эмоционально очень отзывчивы. Они остро реагируют на чужие беды, радости. Пожалеть, посочувствовать — эти глаголы для них действенны. Подумайте, какие темы в вашей программе не совсем подходят к эмоциональному развитию малышей (например, истории о войнах, нападениях, убийствах и т.д.). Идеально подходят истории с положительным концом (например о том, как Иисус исцелил, накормил, воскресил). Нередко дети сами придумывают окончания историям, если их что-то не устраивает. Они не хотят мириться со смертью, болезнью, несправедливостью.

Благодаря эмоциональной отзывчивости дети быстро прощают, забывают обиды, но также легко обижаются, то есть помнят душевные травмы. Дети очень любят нежные, ласковые прикосновения знакомого человека. Почаще дотрагивайтесь до детей, смотрите им в глаза, улыбайтесь.

Еще одна особенность детей дошкольного возраста — безграничное доверие словам взрослого. Даже если вы скажете им, что не большая рыба проглотила Иону, а Иона проглотил рыбу — они в это поверят. Пользуйтесь этим свойством души, но в положительном смысле. Постарайтесь заложить в ребенка как можно больше любви к Богу, к Библии, к церкви — это залог на всю будущую жизнь!

Общие рекомендации

В этом возрасте можно и нужно организовывать воскресный класс. Имейте в виду, что мебель и оборудование должны соответствовать возрасту детей: низкие столы, маленькие стулья, концы ножниц закруглены, безопасный клей, который ребенок может взять в рот. Нужно организовать комнату так, чтобы в ней могли играть несколько групп из 3-4 детей. Игровая деятельность дошкольников заключается в том, что они играют «рядом друг с другом», играть по-настоящему вместе им еще рано.

Хорошо было бы придумать песню о том, что «сейчас пора убирать комнату» и класть игрушки на свои места.

Рассказывая истории, можно положить одеяло или большую скатерть на пол, но перед тем, как начать, убедитесь, что игрушки убраны на свои места и дети не могут дотянуться до них — ведь они отвлекают их внимание.

Любящий преподаватель думает об удобном размещении детей в классе так, чтобы они могли играть в группах по 2-3 человека, но в случае необходимости их можно было бы собрать в одну группу и, например, рассказать библейскую историю. Это создает в классе атмосферу, в которой детям приятно находиться. Если преподаватель строит теплые взаимоотношения с родителями, это может положительно повлиять на развитие детей даже после того, как они перейдут в старшую группу. Вместе с преподавателем дети младшего возраста приобретают первый опыт обучения Слову Божьему со сверстниками в церковной общине.

Преподаватель группы дошкольников не занимает место родителей, которые должны давать ребенку основы веры, он может только сделать этот фундамент крепче, но если у ребенка неверующие родители, он преподает ему основы христианской веры.

Ребенок уже готов к серьезному общению и учению со взрослыми, которые свидетельствуют о Христе. Молитесь о ваших дошколятах и семьях, в которых они живут.

ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Кризис семи лет

К семи годам у ребенка зарождается особое осознание мира, называемое «внутренним миром». Это личное сознание, на основе которого и возникает кризис семи лет. Как и всякий другой, кризис семи лет ведет к изменению поведения ребенка. Перечислим некоторые симптомы кризиса:

1. Потеря непосредственности. Между желанием ребенка и действием вклинивается переживание о том, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. То есть, прежде чем совершить какой-то поступок, ребенок подумает о его последствиях — а как это повлияет на него самого?

2. Манерничанье. Ребенок начинает воображать о себе, играть разные социальные роли, что- то скрывать, это указывает на то, что его душа уже не так открыта, как прежде. Ребенок будто бы надевает маску, скрывая свои внутренние ощущения, выпячивая наружу свой характер.

3. Симптом «горькой конфеты»: если ребенку плохо, то он старается этого не показывать, особенно в среде своих сверстников.

У преподавателя возникают трудности: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Некоторые преподаватели воскресной школы отмечают, что дети в этом возрасте неохотно молятся вслух, читают стихи или солируют в пении. Они стесняются друг друга, боятся показаться смешными или отличными от коллектива. Из перечисленных симптомов видно, что дети начинают жить с маской, отгораживаясь от других. Ребенок уже не показывает свое истинное лицо. И все из-за того, что у него возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая влияет на его поведение. Возникновение внутренней жизни — чрезвычайно важный факт, потому что теперь все поведение ребенок будет пропускать через свой внутренний мир.

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

Кризис семи лет позволяет перейти к новой социальной ситуации развития ребенка, новым отношениям. Ребенок готов вступить в отношения с обществом, приносить пользу, то есть приобрести новый социальный статус. Прежний статус его больше не устраивает, как, собственно, и сама игра перестает заменять социальные роли. Ребенок осознает, что это всего лишь детское копирование взрослой жизни. Стремление к новому социальному статусу выражается в желании скорее пойти в школу. Как пишет В. В. Давыдов, «младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования».

Немногим раньше, в дошкольном возрасте, у ребенка было две сферы социальных отношении: «ребенок — взрослый» и «ребенок — сверстники». В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребенок — взрослый» дифференцируется:
Ребенок - Взрослый -------Ребенок - Учитель -------- Ребенок - Родители
Система «ребенок — учитель» меняет отношение ребенка к родителям и отношение ребенка к детям. Система «ребенок — преподаватель» очень сильно влияет на жизнь ребенка, от нее зависит совокупность многих благоприятных для жизни условий:
"ребенок - преподаватель" --------- "ребенок - родители" --------- "ребенок - сверстники"

Ситуация «ребенок — учитель» пронизывает многие стороны жизни ребенка. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо. Для многих детей преподаватель становится социально значимый статус — статус ученика. Отсюда у ребенка возникает новая ведущая деятельность — учебная.

Как охарактеризовать учебную деятельность? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная ее характеристика. В игре ребенок тоже усваивает знания (дидактические игры, например). В дошкольном возрасте усвоение знаний — косвенный продукт какой-то другой деятельности. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти знания не похожи на кубики, которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и культуры — особые предметы, которыми надо научиться пользоваться.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет, ее нужно сформировать в ребенке. Так же, как взрослый человек должен уметь трудиться, ребенок должен уметь учиться. Чрезвычайно важная проблема — умение учиться самому. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы — прежде всего, ребенка надо научить учиться, это умение пригодится ребенку на всю оставшуюся жизнь.

Особенности развития внимания, памяти, восприятия

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный произвольный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает выделять и осознавать саму задачу «запомнить». От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.

В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению. Восприятие ребенка необходимо направлять. Мало иметь наглядный материал, нужно научить ребенка его видеть. В этом возрасте формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных предметах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Если в дошкольном возрасте ребенок быстро забывает обиды и оказанное ему добро, то в следующий период у него появляется способность «накапливать» эмоции, как отрицательные, так и положительные.

Особенности развития мышления

Наиболее существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое приобретает реалистический и обобщенный характер. Если мышление дошкольников вмещает некий элемент фантазии, то в школьном возрасте постепенно у ребенка начинает развиваться логическое мышление. Именно в этом возрасте преподаватели могут включить в программу темы, затрагивающие образное мышление, — так, например, рассказать о преображении Иисуса Христа или о дне Пятидесятницы. Притчи Христа станут более понятны и применимы к жизни ребенка.

Таким образом, младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Для преподавателя, работающего с детьми такого возраста, правило «номер один» — тщательная подготовка к уроку с использованием разнообразного справочного материала, если есть, конечно, такая возможность. Означает ли это, что преподаватель должен стать «ходячей энциклопедией»? Нет. Трудно себе вообразить учителя, который смог бы ответить на все вопросы школьника. Несмотря на огромное желание детей знать как можно больше подробностей, преподаватель должен все время напоминать им о том, что самое главное в той или иной истории.

Общие рекомендации

Младший школьный возраст — самый оптимальный для занятия в воскресной школе. Ребенок готов учиться, более того, если преподаватель хорошо к нему относится, ребенок получает удовольствие от того, что выполнил его требования. Рано говорить о том, что ребенок получает удовольствие от процесса учения — его желание хорошо учиться связано с желанием быть замеченным преподавателем, желанием слышать одобрение в свой адрес. Говорите почаще детям «молодец», «замечательно» и т. п.

В младшем школьном возрасте ребенок выходит из защищенного мира домашней среды. Этот шаг из дома в общеобразовательную школу, с одной стороны, дает ему новый статус, статус ученика. Он чувствует себя взрослым. С другой стороны, на его хрупкие плечи ложится новая ответственность — он должен выполнять домашние задания и требования преподавателя. Если он не преуспевает в учебе или преподаватель постоянно ругает его перед всем классом, то у него может сформироваться низкая самооценка — «я тупой» или «я бездельник».

Если ребенок из христианской семьи, где вместе молятся и где его защищает! Божья любовь и родители, то сначала ему будет непонятно, почему в школе не только не молятся, но ничего не знают про Иисуса. Семья должна помочь ему разобраться с этой парадоксальной ситуацией: в школе другая культура, другие ценности, окружающий мир не признает Господа. Ребенку нужно объяснить, что его преподаватель, вполне возможно, что неверующий, все-таки может принести ему много полезного через преподавание, и что Господу угодны его попытки хорошо учиться.

В общеобразовательной школе могут быть самые разные трудности, не только учебные проблемы, но и моральные. Например, списывание, хулиганство, курение, порнография и даже наркотики. Родители и преподаватели воскресной школы должны научить ребенка правильно вести себя в подобной среде.

Нужно отметить, что способность учиться зависит, в основном, от домашней атмосферы, то есть насколько родители ценят учебную деятельность ребенка, насколько они готовы помогать ребенку, например, делать домашнее задание, учить стихи, репетировать и т. д. Дети, у которых нет родителей, или те дети, чьи родители безразлично относятся к учебе собственного ребенка, как правило, плохо учатся, хотя могут быть вполне способными. В воскресной школе должна царить иная атмосфера, нежели в общеобразовательной. Преподаватель воскресной школы принимает и любит всех детей не потому, что они все отличники (они далеко не все отличники и ходить на голове умеют все), а потому, что Господь создал их и любит.

Многие, кто сравнивает воскресную школу с общеобразовательной, пришли к выводу, что воскресная школа — неэффективное орудие для христианского воспитания детей. Ведь какой смысл имеет час занятий в неделю, когда как в общеобразовательной школе ребенок проводит четыре-пять часов ежедневно? Мы относимся к этому вопросу очень серьезно. Но преподаватель имеет хорошую возможность влиять на развитие своих учеников не только когда он проводит занятие, но и налаживая контакт с детьми, интересуясь их жизнью, их семьями. Преподаватель воскресной школы может организовывать вечера, экспедиции, туристические походы, посылать открытки к праздникам, молиться о своих учениках, звонить им домой, общаться с их родителями и родственниками.

Дети младшего школьного возраста приходят на занятия воскресной школы или потому, что верующие родители привозят их, или по собственному желанию. Некоторые неверующие родители считают, что «немного морального воспитания не повредит моему ребенку», у некоторых же возникают суеверные представления о вашей церкви. Попытайтесь заранее наладить доброжелательные отношения с родителями, чтобы у них не было повода для предрассудков, возникающих из-за недостаточного знакомства с вами.

В младшем школьном возрасте дети начинают более четко отличать реальность от сказок. В 9-10 лет они знают, что на Новый год подарки они получают от взрослого человека, одетого в новогодний костюм, а не от Деда Мороза. В этом возрасте они начинают спрашивать: «Действительно ли есть Бог? Откуда я могу это узнать?» У них сильно развито чувство справедливости: они точно соблюдают правила в играх и могут долго спорить по поводу их нарушения. Они видят мир в черно-белых тонах: это добро — это зло.

На занятиях воскресной школы можно исследовать с ними вопросы, связанные с новыми знаниями: «Евангелие — это не сказка», «Бог — справедливый, но и милосердный». Необходимо отметить тот факт, что дети младшего школьного возраста, в основном, верят в то, во что верят самые важные для них люди — их родители, родственники, братья, сестры и близкие друзья. Мы называем этот этап веры «социальной верой»: ребенок хочет быть в коллективе и участвовать во всех коллективных делах.

Если у ребенка, который ходит в воскресную школу или в церковь, родители неверующие, то у него возникает кризис авторитета: «Во что мне верить?»

В этом возрасте многие дети лично обращаются к Господу. Есть несомненное доказательство того, что такие детские покаяния действительны. Ребенок явственно ощущает присутствие Бога, а некоторые чувствуют в детстве призвание быть проповедником или миссионером.

К сожалению, если ребенок не живет в семье верующих, то ему очень трудно держаться в вере. Особенно тяжело ребенку из семьи неверующих взять на себя обязательство регулярно читать Библию и молиться. Некоторые дети, которые уверовали и перестали ходить в церковь и читать Библию, пережили печальный этап своей жизни, думая, что они отвергли Господа. На самом же деле, окружающий мир не подтвердил их решения, идти за Господом, а они слишком малы, чтобы предпринять необходимые шаги в христианской жизни. Детям младшего школьного возраста необходима духовная поддержка родителей и преподавателей воскресной школы.

МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Кризис подросткового возраста

Мы с вами подошли к одному из самых сложных периодов в развитии ребенка — подростковому возрасту. Начинаясь кризисом, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Здесь нужно оговориться, что ребенком подростка назвать нельзя, взрослым пока еще тоже. Именно в этом и заключается одна из трудностей взаимоотношений с ними. Кризис подросткового возраста — это незримая грань между детством и юностью. В семь лет ребенок впервые осознал свой внутренний мир. К подростковому возрасту ребенок пришел со своим индивидуальным миропониманием. И именно в этот ответственный момент перехода к юности происходит одно из самых страшных событий: все его миропонимание рушится в один миг. Как будто ребенок впервые открывает глаза и видит перед собой совсем не то, что он себе представлял. Мир не черно-белый, а серый, непонятный, лживый, изменчивый. Теперь на руинах миропонимания должно возникнуть нечто новое, более надежное.

А что же самосознание? Оно претерпевает не менее бурные изменения. Вернее сказать, здесь оно впервые ярко проявляется: то, что ребенок видит, ему совсем не нравится. Он сам себе не нравится. «Я плохой», — говорит подросток, — «во мне нет ничего хорошего». Все то негативное, что есть внутри, выходит наружу, а хорошее прячется так далеко, что подросток не в силах его разглядеть. Задача преподавателя — не усугубить этот процесс, а помочь ребенку отыскать в себе хорошие качества, добрые привычки.

Подростковый кризис — это сплошное неустройство. Подростка не устраивает собственная жизнь, собственная внешность, и, наконец, весь окружающий мир. И с этим неустройством он должен жить, учиться, взрослеть. Задача не из простых, поэтому этот кризис иначе называют периодом «бури и натиска».

Э. Шпрангер описал три типа прохождения кризиса отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда подростковый кризис переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». Это те дети, которые взрываются по любому поводу, ссорятся и воюют со всеми подряд, нередко и убегают из дома.

Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Таких подростков вы можете найти, например, в библиотеке, читающими произведения Пушкина или Шекспира.

Главные новообразования этого возраста, по Э. Шпрангеру, — открытие «Я», осознание своей индивидуальности. С точки зрения христианского воспитания, подростковый возраст — самое благоприятное время для того, чтобы привести подростка к встрече с Иисусом Христом. В этом возрасте, возрасте поиска собственной личности, подросток может осознанно прийти к вере и готов дать свой собственный ответ: «Вот я, Господи! Я верю в Тебя, пошли меня!» Можно надеяться, что в конце подросткового возраста сформируется личность, в основании которой будет вера во Христа.

Самый главный признак подросткового кризиса — личностная нестабильность. В одну секунду ребенок может измениться до неузнаваемости. Если можно так выразиться, его «кидает» из стороны в сторону. То он ведет себя как взрослый, то как малый ребенок. Его активность в одночасье может смениться пассивностью. Жизнерадостность — грустью и подавленностью, любознательность - апатией, общительность — замкнутостью и т. д.

Сложность кризиса заключается в том, что он совпадает с пубертатным периодом, то есть периодом полового созревания. Половое созревание зависит от эндокринных изменений. Гипофиз и щитовидная железа выделяют огромное количество половых гормонов и гормонов роста, от взаимодействия которых происходят физиологические изменения. Увеличивается рост и вес, проявляется внешнее половое созревание. Вот только процессы эти происходят у всех по-разному и в разное время. Вспомните страдания «девочек-скороспелок», которые не знают, почему они не помещаются в свою старую одежду и что происходит с их частями тела. Подобное можно сказать и о девочках, которые, по их мнению, «запаздывают» с физиологическими изменениями. У мальчиков меняется голос, и это тоже становится для них не только физиологической, но и психологической проблемой.

Работа гормонов вызывает в организме подростков перепады настроения. В период полового созревания настроение ребенка может меняться независимо от ситуации. Создается впечатление, что оно само по себе. С другой стороны, сама реакция на негативное или позитивное в их жизни стала более острой: если уж смеяться, то от души и по любому поводу, если уж обижаться, то на все подряд.

Нельзя не сказать о том, что половое созревание сопровождается сексуальным возбуждением, чувствами симпатии и влюбленности. Наши чувства, заложенные Богом, не раскрываются все сразу при рождении, их раскрытие можно сравнить с первыми шагами ребенка, которые он делает только к концу первого года жизни. Сначала робкие и неуверенные, затем ребенок шагает смелее и тверже. Как может прийти к человеку большая и крепкая любовь сразу и в совершенстве? Чувства должны раскрыться подобно бутону розы. Нельзя отменить гормональные изменения в организме только потому, что некоторым взрослым людям подростковая влюбленность кажется огромным грехом. Хотим мы того или нет, подростки будут влюбляться, нравиться друг другу, следить за своей внешностью, вертеться перед зеркалом и все потому, что для этого пришло положенное время.

Очень трудно описать в полном объеме все то. что происходит с подростками в период подросткового кризиса. Мы описали лишь основные моменты, из которых становится ясно, что от преподавателя потребуется много терпения и понимания, чтобы не усложнить отношения с подростком, не испортить, а помочь ему и направить на верный путь.

Характеристика младшего подросткового возраста

Отрочество — это период, когда подросток начинает заново оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь — от родителей. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме, в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого оно направлено. Именно в этот период у ребенка появляются секреты. Наверное, вам приходилось выслушивать недовольство родителей, которые не понимают, почему их ребенок скрытничает.

Такое поведение продиктовано желанием отделиться от родителей. Социальная ситуация развития трансформируется в сознании ребенка, и он начинает заново строить систему ценностей, иначе расставлять акценты.

Посмотрите, как распределяются ценности подростка. На последнем месте, то есть наименее значимом, оказываются родители, ближайшие родственники и все то, что включает в себя понятие «семья». Приблизительно здесь же оказываются преподаватели вместе с учебной деятельностью. Обратите внимание, что совсем недавно, в период младшего школьного возраста, учебная деятельность и авторитет взрослого были самыми значимыми для школьника. Можно понять беспокойство родителей, которые не понимают, почему ребенок вдруг перестает учиться, слушаться взрослых. Это не значит, что ребенок совсем отворачивается от родителей. Если в семье были хорошие доброжелательные отношения, то, скорее всего, ребенок захочет хотя бы иногда делиться своими проблемами, разговаривать на «взрослые» темы. Но в любом случае он это сделает сам, по собственной воле, без принуждения.

Что же оказывается на первом месте, самым значимым в жизни ребенка? Это общение со сверстниками, другими словами, дружба. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу ребенок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Дружба дает возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. Как вы уже поняли, именно общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подростков. Теперь все, чем подросток ни занимался бы, будет рассмотрено сквозь призму дружбы. Его увлечения, мнения об окружающем, поведение будут таким же, как у сверстников. Что в это время обычно делают взрослые? Пытаются диктовать: с кем ему дружить, как думать, как одеваться. Подумайте, как относится подросток к нашим нравоучениям? Означает ли это, что нам надо молчать? Нет, но взрослый должен научиться воспринимал своего ребенка не как малыша, а как друга. Как вы разговариваете со своим близким другом, если видите, что ему нужна помощь? На равных. Именно такого отношения ждет к себе подросток.

Давайте рассмотрим эту тему более подробно, учитывая стили воспитания в семье. Не секрет, что в каждой семье они разные, более того, зачастую используется не один, а несколько стилей воспитания. В этом пособии мы рассмотрим стили воспитания в условиях семьи, которые описывает В.С. Мухина в работе «Психология детства и отрочества».

Подросток по-прежнему продолжает жить вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора взаимных оценок. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями.

Семья с отчужденным стилем воспитания. В этой семье к подростку относятся так же, как и в детстве — им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души. или же у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Подросток в такой семье чувствует себя лишним. В большинстве случаев он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении.

Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. А теперь представьте, насколько трудно будет подростку завязать дружбу со сверстниками. А ведь это — его ведущая деятельность!

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания.

Авторитарные родители подходят к подростку с позиции «сверху». В такой семье мало нежности, понимания, ласки. За ребенка всегда принимали решение, он должен без возражений подчиняться требованиям взрослых. В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчетливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Как показывает практика, именно из авторитарных семей подростки чаще всего уходят из дома, лишь бы не быть «под каблуком» у взрослых.

Семья с попустительским стилем. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность
— главные особенности характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст
— это кризис личностного развития, к которому прибавляются недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит реальная жизнь.

Подросток из семьи с попустительским стилем отношения обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему неизвестна. Он опирается нате способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье — агрессию, которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности «Я так хочу!», «Я сказал!». Последствия такого поведения представить несложно.

Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих, по большей части, на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др. А представьте себе, как поступит подросток из такой семьи, если ему впервые предложат закурить, уколоться, попробовать спиртное, чтобы быть взрослым? Он ведь не умеет говорить «нет», принимать решения, проявлять свою волю.

Семья с ценностным отношением к ребенку отличается пониманием того, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. Главное в такой семье — сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения. Характер подростка развивается вполне благополучно. Он строит свои отношения с окружающими (взрослыми и сверстниками) лояльно. Как вы понимаете, это наиболее правильный стиль отношений. Это не означает, что родители из семьи с ценностным отношением к ребенку никогда не делают ошибок. Но они умеют признавать свои ошибки и не считают за унижение извиниться перед своим чадом. Такие родители научили своего ребенка противостоять злу, говорить «нет», самостоятельно принимать решения, и тем самым подготовили его к одному из самых сложных периодов в жизни. Ребенок, который на себе прочувствовал, что такое уважение, достаточно легко сможет показать это уважение окружающим.

Особенности общения подростка со взрослыми

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной становится ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых складывающихся взаимодействий, помочь оценить свои способности и возможности, лучше познать себя.

Учитывая ранимость подростка, взрослому очень важно найти способы налаживания и поддержания контактов. Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение.

В случаях, когда взрослые относятся к подросткам как к маленьким детям, они выражают протесты в различных формах, проявляют неподчинение с целью изменить сложившиеся ранее отношения. И взрослые постепенно под воздействием притязаний подростка вынуждены переходить к новым формам взаимодействия с ним. Этот процесс далеко не всегда проходит безболезненно, так как на восприятие взрослыми подростков как подчиненных и зависимых от них влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить факторы экономический (подросток материально зависим от родителей) и социальный (подросток сохраняет социальное положение ученика). В результате между подростками и взрослыми могут возникать конфликты.

Характерны для подросткового возраста имитации чьего-либо поведения. Чаще имитируется поведение значимого взрослого, достигшего определенного успеха, причем внимание обращается на внешнюю сторону. Именно отсюда возникает желание соответственно одеться, появляются странные жесты. Потребность подражать приводит к возникновению кумиров.

Средства массовой информации исследуют жизнь подростков и прекрасно понимают их нужды, навязывая свои разрешения жизненно важных вопросов. Родителям-христианам, молодежным лидерам и учителям необходимо понять, что рекламные компании предлагают подросткам всего лишь имидж счастливого человека, говоря, что сигареты, модная одежда, музыка, пиво — это модно, друзья тебя назовут стильным, если ты имеешь все это. Девушки хотят быть красивыми, а молодые парни — сильными, как спортсмены. Мы должны предложить альтернативу — стать совершенной личностью во Христе.

Особенности развития мышления

Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире — в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования. Он психологически погружен в реальности предметного мира, образно-знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и в других учебных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез. Конечно, такое погружение в реалии человеческого бытия происходит постепенно, наращивается это погружение к концу подросткового — началу юношеского возраста.

В подростковом возрасте, с одиннадцати-двенадцати лет, вырабатывается формальное I мышление. Подросток может уже рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может легко ориентироваться на одни лишь общие посылы, независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами — подросток может действовать в логике рассуждения.

Если подросток верил в Бога, когда был ребенком, то в этом возрасте он может потерять свою детскую веру. В любом случае, ему нужно ее переосмыслить, ведь он уже не ребенок. Он должен прийти к Богу, став взрослым. Это особый этап, переживаемый подростками с грустью, — он должен попрощаться с детством, потому что обратного пути нет. Апостол Павел пишет: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор 13:11).

Особенности развития внимания

Если у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, и это определяет работу учителя с классом, то подросток вполне может управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят, скорее, социальный характер а не определяются особенностями внимания.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких достижений, в трудовой деятельности, где он может проявить свое умение, в общении, где его наблюдательность может соревноваться с наблюдательностью тех взрослых, у которых она - профессиональное качество. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в поддержке со стороны учителя — ведь трудоемкая учебная деятельность не вдохновляет его на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать эмоциональные факторы, познавательные интересы, а также постоянную готовность подростка воспользоваться случаем и утвердить себя среди сверстников.

Особенности развития памяти

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.

В заключение хочется сказать, что без таких качеств, как терпение, открытость, любовь и готовность принять подростка таким, какой он есть, невозможно стать ему ни старшим другом, ни мудрым наставником. Все мы любим «удобных» детей, которые понимают нас с полуслова, слушаются беспрекословно и проглатывают все то, что мы в них вкладываем. Но подумайте о том, что мы сами зачастую не таковы. Каждого подростка Бог наделил добрыми качествами, способностями и талантами. Давайте приложим все усилия, чтобы открыть все это в подростке, показать ему самому и явить миру. И кто знает, может быть, именно ваш ученик окажется знаменитым проповедником!

Общие рекомендации

Нужно сказать о том, что в подростковом возрасте традиционная форма воскресного класса часто не привлекает молодежь. Школа — это то, что подростки, скорее терпят, но сами бы не выбрали, а в этом возрасте вопрос выбора имеет огромное значение. Многие подростки уже перестают ходить в воскресную школу, потому что родители больше не заставляют. Поэтому часто служение с молодежью превращается в «молодежную группу», «молодежное общение» или «клуб». Молодежь любит сидеть в кругу, общаться друг с другом, делиться переживаниями, петь современные песни. Сам класс со столами, доской, тетрадками кажется им слишком детским. Молодежь не приходит на занятия воскресной школы, не увидев там своих друзей. Если невозможно организовать воскресный класс для молодежи, то нужно привлечь их в качестве помощников преподавателя, то есть молодых лидеров.

Мы говорили о том, что у подростков есть сильное стремление быть личностью, независимой от мнения родителей. Хотя пережить этот этап родителям бывает сложно, он дает прекрасную возможность молодежным лидерам создать коллектив, в котором молодежь может свидетельствовать о Христе своим сверстникам.

Подростки не приходят в воскресную школу или группу по требованию родителей, только по собственному желанию. Тем не менее роль родителей и других взрослых в этом возрасте чрезвычайно важна: внешним поведением подростки стараются показать свою взрослость, на самом деле они очень чувствительны к тому, что думают родители и преподаватели. Они ищут поддержки и эмоциональной опоры, но только в качестве равных врослым. Успех взаимоотношений взрослого с подростком во многом зависит от подхода взрослого человека. Родителям нужно найти баланс: когда нужно давать свободу подростку, когда совет.

Главная задача для подростка - становление личности. Подростки не доверяют словам взрослых только оттого, что они взрослые. Если с детства они верили в Бога, потому что авторитетные взрослые, то есть родители, преподаватели и пасторы говорили им о Боге, то сейчас они ищут собственные, личные ответы на вопросы: "Кто такой Бог? Что меня уверит в том, что Он есть? И кто я перед Ним?"

Мальчики и девочки подходят к вопросу становления личности по-разному. Иногда для мальчиков более значимы какие-то личностные достижения, а для девочек - общение, взаимоотношения с другими людьми.

Если подросток серьезно сомневается в том, что Бог есть, то он готов искать ответ на свой вопрос и уверовать в Бога. Если он уверует, то готов разбираться с парадоксом, что Бог невидим. Он может самостоятельно читать Библию и молиться, если преподаватели правильно готовили его к этому. Более того, он может взять на себя инициативу не просто выслушивать о христианском учении, но и активно принимать участие в служении.

Если он входит в состав молодежной группы и чувствует поддержку своих сверстников, он не уйдет, даже если неверующие родители или друзья будут говорить ему о том, что он попал в секту.

 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»