Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Учебники и пособия / Уроки по Закону Божию для глухих /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Уроки по Закону Божию для глухих
• Наименование предметов, лиц и понятий
• Молитвы с кратким объяснением
• Рассказы о праздниках (3-4 год обучения)
• О Боге. Пресвятая Троица. Об Ангелах. Пресвятая Дева Мария
• О молитве. Крестное знамение. Храм
• О службах и требах. Лица, совершающие богослужение
• (5-й год обучения). Священная История Ветхого Завета
• (6-й год обучения). Священная История Нового Завета
• (7-й год обучения). Учение И. Христа, притчи и чудеса Его
• О Богослужении. Храм. Лица, совершающие богослужение и священные одежды
• Священные действия, употребляемые при богослужении
• Всенощное бдение. Литургия
• О праздниках и постах. Говение
• (8-й год обучения). Краткие сведения по Истории Церкви Символ Веры. О десяти заповедях
• Заповеди Блаженства. Молитва Господня. О таинствах
• Закон Божий. Священная история и молитвы
• Молитвы, священная история и богослужение
• Творческая активность
• Способы запоминания памятных стихов Св. Писания
• Игры и поделки для детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях воскресной школы
• Книжная полка преподавателя
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Краткие сведения по Истории Церкви.

§ 1. Начало Церкви Христовой.

После Сошествия Св. Духа на Апостолов число верующих в И. Христа стало сильно увеличиваться. Верующие в И. Христа назывались Христианами. Такое имя—христиане— в первый раз появилось в Антиохии. Общество верующих христиан составляет Церковь Христову.

Церковь эта называется Христовою, Единою, Святою, Соборною, Апостольскою, Православною.

Церковь Христова, потому что ее основал Сам И. Христос. Церковь Едина, потому что Глава ее одна— И. Христос, и учение одно, вера—одна.

Церковь Святая — потому что ее освятил Сам И. Христос. Хотя к Церкви принадлежать и грешники, но они очищаются покаянием.

Церковь Соборная, или Вселенская, потому что к ней принадлежать верующие всех времен, мест и народов.

Церковь Апостольская, потому что ее распространяли Св. Апостолы.

Церковь Православная, потому что она учить право, истинно; учить так, как учил Сам И. Христос и Его Апостолы и как утверждено на Вселенских Соборах.

§ 2. Преследование христиан евреями. Первомученик Стефан.

Евреи преследовали Христиан за их веру. Первым пострадал Архидиакон Стефан. Его побили камнями в 36 году.

Апостол Иаков тоже пострадал. Его вывели на крышу храма и столкнули оттуда вниз. Ап. Иаков быль еще жив: его добили палкою.

Евреи преследовали и других Апостолов (Петра, Иоанна) заставляя их прекратить проповедь о Христе.

§ 3. Обращение Савла.

Савл был еврей: он преследовал христиан в Иерусалиме, помогал при избиении Архидиакона Стефана. Из Иерусалима Савл был отправлен в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан. На дороге явился Савлу Сам И. Христос и сказал: «Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь». Савл спросил: „Кто Ты?" Христос ответил: „Я Тот, Кого ты гонишь, Иди в Дамаск, там будет тебе указано, что делать".

Савл после этого видения стал слепой; его увели в Дамаск. Там христианин Анания окрестил, Савла—и он прозрел.

Став Христианином и приняв имя Павла, Савл, начал ревностно распространять веру Христову; он 4 раза путешествовал по Азии и Европе, проповедуя о Христе.

§ 4. Мученическая кончина Апостолов Петра и Павла.

Ап. Петр и Павел, как более других потрудившиеся при распространении христианства, называют первоверховными. Оба они пострадали в Риме при императоре Нероне, около 67 года по Рождестве Христове. Ап. Павлу отрубили голову, а Ап. Петра распяли на кресте.

Память Апостолов Петра и Павла 29 июня.

§ 5. Ап. Иоанн Богослов.

После вознесения Господня Иоанн Богослов жил в Иерусалиме. После Успения Девы Марии Иоанн удалился в Малую Азию. При Императоре Домициане был мучен (был брошен в котел с кипящим маслом), но остался жив; сослан был на остров Патмос, а потом возвратился в Малую Азию, где жил до глубокой старости. Умер в 105 лет. Память его 26 Сентября.

§ 6. Ап. Андрей Первозванный.

Ап. Андрей проповедовал около берегов Черного моря. По преданию, он был в пределах нынешней РОССИИ и на горах Киевских поставил крест, сказав: „Здесь воссияет вера Христова".

Ап. Андрей был замучен. Его распяли на косом кресте.

§ 7. Ап. Филипп.

После сошествия Св. Духа Ап. Филипп проповедовал в Греции, Аравии и Египте; творил много чудес (там, он воскресил умершего младенца одной женщины, исцелил человека, который 40 лет был слепым).

Ап. Филипп был распять на кресте. Умирая, он молился за своих врагов.

Память Ап. Филиппа 14 Ноября.

§ 8. Писания Апостолов.

Некоторые Апостолы проповедовали не только устно, но и письменно; так, Ап. Павел написал 14 посланий (писем).

Всех Новозаветных Писаний 27, а именно: 4 Евангелия (Матвея, Марка, Луки, Иоанна); книга Деяний Апостольских, 7 Соборных Посланий, 14 посланий АП. Павла и Откровение Иоанна Богослова.

В Евангелиях говорится об И. Христе (о Его жизни и учении); в книге Деяний Апостольских описывается проповедь Апостолов.

Все эти писания Апостольские называются Новым Заветом; а те книги Священного Писания, которые писаны до Рождества Христова, называются Ветхим Заветом.

Ветхий и Новый Завет в одной книге называется Библиею.

§ 9. Гонение на христиан от язычников.

Более 250 лет язычники преследовали христиан предавали их мучениям.

Христиан отдавали на съедение диким зверям сжигали на кострах, распинали на крестах и т. д.

Однажды избили всех жителей одного христианского города: в другой раз сожгли храм со множеством молящихся.

Но чем сильнее преследовали христиан, тем более увеличивалось число их.

§ 10. Равноапостольный царь Константин.

В начале 4-го века Римским Императором был Константин. Когда он вел войну, на небе появился знак креста с надписью: „сим победишь".

После этого, победив врагов, Константин объявил веру христианскую свободною, т. е. каждый мог принимать христианство, не опасаясь мучений.

Это было в 312 году. Память царя Константина и матери его Елены 21 Мая.

§ 11. Вселенские Соборы.

Не все понимали учение И. Христа так, как учил Он и Его Апостолы. Было много таких людей, которые учение И. Христа понимали по своему, ложно. Такое ложное учение называется ересью, а христиане держащиеся ложного учения, называются еретиками.

Чтобы утвердить истинное учение веры, Церковь созывала Соборы—Вселенские и Поместные.

Вселенский Собор—собрание Епископов и Учителей церкви по возможности со всей вселенской, а поместный—одной области. Вселенских Соборов было 7.

На Вселенских Соборах первом и втором (в| 325 и 381 году) был составлен Символ Веры. На 1 Вселенском Соборе определено, что И. Христос - истинный Бог, Сын Божий.
На 2 Вселенском Соборе определено, что Св. Дух истинный Бог.
На 3 Вселенском Соборе определено, что от Девы Марии родился истинный Бог, что Дева Мария —Богородица.
На 4 Вселенском Соборе определено, что у И. Христа две природы—Божеская и человеческая.
На 6 Вселенском Соборе определено, что у И. Христа две воли—Божеская и человеческая.
На 7 Вселенском Соборе определено, что должно покланяться иконам, что икона-—изображение истинного Бога, Ангелов и Святых. Поклоняясь иконам, мы душою и сердцем возносимся к тому, кто на иконе изображен.

§12. Св. Равноапостольные Кирилл и Мефодий, первоучители Славян.

Св. братья Кирилл и Мефодий были родом из славянского города Солуни. Они жили в половине И X века. Они составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык священные книги.

Св. братья проповедовали в Моравии и Болгарии. Проповедь их была очень успешна. За их труды Церковь называет Святых братьев Равноапостольными и первоучителями славян.

Память их 11 Мая.

§ 13. Крещение Руси.

Русский народ принял веру Христову почти чрез тысячу лет после Рождества Христова. Это было при князе Владимире.

Владимир был сначала ревностным язычником, потом задумал переменить свою веру. К нему приходили разные люди и предлагали принять их веру. Пришел греческий монах и показал картину страшного суда. Владимир сказал: „хорошо тем, которые на правой стороне, хотел бы и я быть там". Монах сказал: „крестись, крести народ и будешь там". После этого, Владимир послал послов узнать, какая вера самая хорошая. Послы, возвратившись, сказали: „самая хорошая вера греческая—православная; когда мы были в греческой церкви, то не знаем, где мы были, на небе, или на земле".

Задумав креститься, Владимир пошел войной на греческий город Корсунь и взял его. Тогда он послал греческим царям сказать: у Вас есть сестра царица Анна, я хочу на ней жениться. Цари ответили: „наша сестра христианка, нельзя ей выйти замуж за Язычника".

Владимир ответил, что согласен креститься. Тогда царица Анна приехала с православными Священниками. В это время Владимир заболел глазами так сильно, что не мог видеть. Царица Анна сказала ему: „крестись скорее и будешь видеть". Владимир крестился и прозрел. Тогда он воскликнул: „теперь то я познал Бога истинного".

После этого в Киев, в реке Днепре, был крещен русский народ, а потом вера христианская распространилась по всей русской земле.

Крещение Руси было в 988 году.

§ 14. Управление Русскою Церковью.

Русская Церковь управлялась сначала Митрополитами в зависимости от Патриарха в Константинополе; потом Митрополиты стали независимы.

Митрополиты жили сначала в Киеве, потом в Москве. Из Митрополитов замечательны святые Петр, Алексий, Иона, Филипп.

С 1589 года в Москве вместо Митрополита стал Патриарх—и управление патриаршее продолжалось до Петра Великого. При этом Император, в 1721 году вместо Патриарха учрежден был Святейший Синод состоящий из Митрополитов, Архиепископов и Епископов, (а иногда и из Архимандритов и Протоиереев).

При Синоде есть Обер - Прокурор.

Св. Синод находится в Петрограде.

§ 15. Монашество и монастыри.

Монахами (иноками) называются люди, которые дают Богу обет нестяжательности, целомудрия, послушания.

Монашество возникло в Египте в 3—4 веке. Основателями монашества считаются Антоний Великий и Пахомий Великий.

Главные виды монашества: отшельническое (монахи живут отдельно) и общежительное (когда монахи живут, молятся и работают вместе). Есть еще: столпники, юродивые и др.

Место, где живут монахи, называется монастырем. Особенно много монастырей на Афоне.

В России основателями монашества были: Антоний и Феодосий Печерские. Они основали монастырь в Киеве.

Знаменитые монастыри называются лаврами, таковы: Александро-Невская в Петрограде, Троице - Сергиевская близ Москвы, Киево-Печерская и Почаевская.

§ 16. Старообрядчество.

1. Старообрядцами, или раскольниками называются те христиане, которые отделились от Православной Церкви из-за старых книг и обрядов.

Это отделение произошло в XVИ И веке при патриархе Никоне. При этом патриархе стали исправлять богослужебные книги. Многие русские не хотели принять новых книг — исправленных, а равно не хотели отказаться и от старых обрядов, которым они научились по книгам старым неисправленным.

Приверженцы старых книг и обрядов отделились от Православной Церкви и называются раскольниками (от слова раскол, отделение).

2. Главные особенности старообрядцев.
а. Они богослужение совершают по старым книгам и обрядам.
б. Крестятся двуперстно.
в. Иконы почитают только старые.

3. Различные названия Старообрядцев.
а. Поповцы - имеют священников.
б. Беспоповцы — не имеют священников; учат что возможно спасение и без священства.
в. Беглопоповцы — принимают беглых священников из Православной Церкви.
г. Приемлющие бегло-криницкое священство. Это священство ведет начало от беглого греческого Митрополита Амвросия, который в 1846 году перешел к старообрядцам и посвятил им епископов и священников.

4. Единоверцы. Так называются такие старообрядцы, которые присоединились к Православной Церкви.

Богослужение у Единоверцев совершается по старым книгам и обрядам.

Единоверцы - православные, держащиеся старых книг и обрядов. Они подчиняются Святейшему Синоду и Православным Епископам.

§ 17. Католичество и протестантство.

Кроме христиан православных есть еще католики и протестанты.

1. Католики—отделились от православной Церкви в половине XI века. Главные особенности ученья католиков таковы:
а. Они Римского патриарха (Папу) признают за главу Церкви, Наместника И. Христа и в делах веры непогрешимым.
б. Учат о Святом Духе, что Он исходит от Отца и Сына.

2. Протестантство — образовалось в XVIвеке, главными основателями были: Лютер, Цвингли, Кальвин.
а. Протестанты признают оправдание одною верою.
б. Отвергают Священное Предание.
в. Признают только 2 таинства: крещение и причащение.
г. Отвергают: священство, монашество, иконопочитание, почитание святых и мощей, посты.

Символ Веры.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога Истинна, от Бога Истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши, и погребенна.

5. И воскресшего в третий день по писанием.

6. И восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущего века. Аминь.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Сотворившего небо и землю, все видимое и невидимое.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единственного, рожденного от Отца прежде всякого времени, такого же истинного Света, как и Бог Отец, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, одного существа с Богом Отцом, чрез Которого все произошло.

3. Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с неба и принявшего тело от Св. Духа и Девы Марии и сделавшегося человеком.

4. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно с тем, как предсказано в Писании.

6. И вознесшегося на небо и сидящего по правую сторону Отца.

7. И Который опять придет во славе судить живых и мертвых и Его Царству не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь Который от Отца исходит, Которому покланяемся и Которого славим одинаково с Отцом и Сыном, Который говорил чрез пророков.

9. В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Признаю одно крещение для очищения от грехов.

11. Жду воскресения мертвых.

12. И будущей (вечной) жизни. Аминь.

1. Мы называемся христианами, потому что веруем в И. Христа. Называемся православными, потому что веруем правильно, по православному, как учил Сам И. Христос и Его Апостолы.

2. Чтобы спастись, нужно веровать, молиться, исполнять заповеди.

3. Как нужно веровать, открыл Сам Бог в Священном Писании и Священном Предании.

4. Священное Писание (Библия)—книги, написанные святыми людьми по внушению Св. Духа.

5. Священное Предание—такое священное учение, которое устно передается от предков потомкам.

6. Краткое учение веры изложено в Символе Веры или Верую.

7. Символ Веры составлен Святыми Отцами на 1 и 2 Вселенских Соборах.

8. Символ Веры можно разделить на 12 частей, или членов.

1-й член Символа Веры.

1. Первый член читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. В первом члене мы выражаем нашу веру одного Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

3. Бог—Дух Святой, Вечный, Всемогущий, Всезнающий. Всеправедный, Вездесущий, Всеблагий (очень милостивый).

4. Бог один, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Св. Дух. Один Бог в трех Лицах—Святая Троица.

5. Лица Св. Троицы равны между собою; различие состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын рождается от Бога Отца, а Св. Дух исходит от Бога Отца.

6. Бога мы называем Вседержителем, потому что Он все держит в Своей власти и всем управляет.

7. Невидимое, которое сотворено Богом,—ангелы.

8. Ангелы все сотворены были добрыми, но некоторые из них стали противиться Богу, возгордились, стали злыми.

9. Злые ангелы (называются бесами, а главный из них Диаволом, сатаною) стараются соблазнить людей на грех.

10. От злых ангелов мы можем избавиться молитвою, постом и именем И. Христа.

11. Ангел Хранитель—добрый Ангел; он есть у каждого христианина и охраняет нас от всего злого.

2-й член Символа Веры.

1. (Верую) и во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога Истинна, от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

2. Мы выражаем нашу веру в одного Бога И. Христа, Сына Божия.

3. Слово Иисус—значит Спаситель. Это имя дал Архангел Гавриил при Благовещении.

4. Слово Христос значит «помазанник». Так в Ветхом Завете (т. е. до Рождества Христова) называли царей, первосвященников и пророков.

5. Прежде всех век - прежде всякого времени,— прежде всего.

6. Единосущна Отцу - одного существа с Богом Отцом.

7. Им же вся быша—Им, т. е. Сыном Божиим, было сотворено все.

3-й член Символа веры,

1. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.

2. Сын Божий—И. Христос—сошел с неба на землю для нас людей, для нашего спасения.

3. Бог еще Адаму и Еве обещал послать в мир Спасителя. Он сказал: „потомок жены победит Диавола".

4. Спаситель пришел на землю чрез 5508 лет после сотворения мира.

5. Спаситель родился на земле от Девы Марии и Св. Духа, в Вифлееме.

6. Не простой человек родился от Девы Марии а вместе и Бог, Богочеловек.

7. Деву Марию мы называем Богородицею, высшею всех ангелов.

4-й член Символа Веры.

1. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна.

За ны - за нас.

2. И. Христос жил на земле 33 года.

3. Умер И. Христос—распятый на кресте.

4. Страдал и умер И. Христос не за Свои грехи, а за грех всех людей, чтобы спасти всех.

5. Понтий Пилат —Римский Начальник, при котором пострадал И. Христос.

6. И. Христос страдал и умер не божеством, а человечеством.

5-й член Символа Веры.

1. И Воскресшего в 3-й день по Писанием.

2. И. Христос воскрес из мертвых в 3-й день (умер в Пятницу, а воскрес в Воскресение).

3. По Писанием —согласно с тем, как было о том предсказано пророками (записано в Священном Писании).

4. Воскрес И. Христос человечеством, силоюСвоего Божества.

6-й член Символа Веры.

1. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца.

2. И. Христос вознесся (восшел) на небо в 40-й день после Воскресения.

3. Одесную Бога Отца, т. е. по правую сторону. Это указывает на то, что И. Христос имеет равную славу, силу и честь с Богом Отцом.

7-й член Символа Веры.

1. И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

И паки—опять.
Грядущего - идущего.

2. И. Христос опять придет на землю—судить людей.

3. И. Христос судить будет всех людей, живых и мертвых (мертвые воскреснут перед Вторым Пришествием Христовым).

4. Суд Христов называется последним, страшным.

5. Судить будут за все грехи, совершенные словом, делом и мыслию.

6. Неизвестно, когда придет И. Христос судить людей (а потому, всегда нужно быть готовым к страшному суду).

7. Перед вторым Христовым пришествием придет Антихрист (противник И. Христа).

8. Его же царству не будет конца — после страшного суда наступит вечное царство Христово.

8-й член Символа Веры.

1. И в Духа Святого, Господа животворящего Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.

2. Св. Дух— Бог, третье Лице Св. Троицы.

3. Св. Дух исходит от Бога Отца.

4. Св. Духа называем животворящим, потому что Он дает жизнь всем тварям.

5. Мы покланяемся и славим Св. Духа так, как Бога Отца и Сына.*

6. Пророки—святые люди (напр. Моисей, Илия, Елисей, Исаия, Даниил); они не сами от себя учили а от Святого Духа.

9-й член Символа Веры.

1. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

2. Церковь—общество православных христиан.

3. Церковь едина, потому что глава ея одна—Сам И. Христос, вера—одна, учение—одно.

4. Церковь Святая, потому что ее освятил Сам И. Христос.

5. Церковь Вселенская, или Соборная, потому что к ней принадлежат верующие со всей вселенной, верующие всех времен, мест и народов.

6. Церковь Апостольская, потому что ее распространяли Апостолы.

10-й член Символа Веры.

1. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

2. Мы веруем в таинство крещения (и другие таинства).

3. Таинств 7: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство, Брак, Елеосвящение.

4. Таинство—видимое священное действие, через которое невидимо посылается благодать (милость) Божия.

5. Епископ может совершать все таинства, а священник—все, кроме Священства.

6. Таинства: Крещение, Миропомазание и Священство совершаются только по одному разу; Брак -до 3 раз; Елеосвящение несколько раз; Покаяние и Причащение — много раз.

7. Таинство крещения состоит в том, что при троекратном погружении крещаемого в воду с произношением слов: «крещается раб Божий—во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Св. Духа, Аминь» — Бог очищает от греха первородного и других грехов.

8. Миропомазание состоит в том, что священник помазует крещаемаго миром, говоря: «печать дара Духа Святого». При этом таинстве посылаются дары Св. Духа.

9. Покаяние состоит в том, что человек исповедает свои грехи пред священником и чрез него получает прощение от Самого И. Христа.

10. Причащение--состоит в том, что под видом хлеба и вина вкушаем Тело и Кровь И. Христа.

11. Священство —состоит в том, что чрез рукоположение епископа посылается благодать Священства (человек становится диаконом, священником или епископом).

12. Брак—состоит в том, что священник благословляет жениха и невесту и освящает их семейную жизнь.

13. В Елеосвящении, или соборовании священник больного помазует 7 раз елеем и испрашивает ему здоровья и прощения грехов.

11-й член Символа Веры.

1. Чаю воскресения мертвых.
Чаю—ожидаю.

2. Воскресение мертвых будет при конце мира, пред страшным судом.

12-й член Символа Веры.

1. И жизни будущего века. Аминь.

2. Жизнь будущая—для добрых и благочестивых, блаженная, счастливая в раю, а для грешников— вечные мучения в аду.

3. Кто верует по православному, молится Бог и исполняет заповеди, тот будет в раю.

4. Кто не верует в Бога, не молится Ему, не исполняет заповедей, тот будет осужден на мучения в аду.

5. Кто по слабости согрешит, тот должен скорее покаяться.

6. Душам умерших живые могут помогать молитвами, особенно за Литургиею, и добрыми делами.

7. Для особенного поминовения умерших Церковью назначены дни: 3 Родительские Субботы (перед 26 октября, перед Масленицею, перед Троицыным днем) и Радоница (Вторник на Фоминой неделе).

О десяти Заповедях.

Заповеди — правила, которые дал людям Сам Бог.
Заповедей 10.
Бог дал людям Заповеди через пророка Моисея на горе Синае, в 50-й день после выхода евреев из Египта.
Заповеди были записаны на 2 каменных скрижалях (досках).

1-я Заповедь.

Аз есмь Господь Бог твой, да не будет тебе бози инии разве Мене.

Я—Господь Бог твой, да не будут у тебя других богов, кроме Меня.

Аз - я. Инии - другие. Разве - кроме. Да не будут - пусть не будут. Бози инии—иные боги, идолы.

В первой заповеди Бог учит почитать только одного истинного Бога.

Против первой заповеди грешат: Многобожники, безбожники, богоотступники, еретики, раскольники, суеверы.

Многобожники — признают многих богов; безбожники— не имеют Бога; Богоотступники - отступили от Бога.

Еретики — верят в Бога, но учат о Нем неправильно.

Раскольники (старообрядцы)—отделяются от Церкви ради обрядов и старых книг.

Суеверы—верят приметам, гаданиям, снам.

Бог в первой заповеди не запрещает почитать Ангелов и Святых, не запрещает и молиться им; мы, почитая их, почитаем Бога, прославляющего Святых.

2-я Заповедь.

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

Не делай себе идола и никакого изображения того, что вверху на небе; или того, что на земле, или того, что в водах ниже земли: не кланяйся им и не служи им.

Кумир - идол, истукан. Подобие - изображение. Елика - что.

Второю заповедью Бог запрещает покланяться идолам.

В этой заповеди Бог не запрещает покланяться иконам, так как икона не идол, а изображение истинного Бога, Ангелов и Святых.

3-я Заповедь.

Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

Не произноси имя Бога без нужды, напрасно.

Не приемли: не произноси, не говори. Всуе — напрасно.

Против 3-й заповеди грехи: богохульство, кощунство, ложная клятва, клятвопреступление, божба.

Богохульство—хула на Бога .

Кощунство—когда смеются над Богом, Церковью, богослужением, иконою, молитвою, священником и вообще без благоговения относятся к священным предметам, действиям и лицам.

Ложно клянется—кто знает, что неправда, а клянется, что правда.

Клястись—подтверждать именем Бога.

Клятвопреступление — неисполнение своей клятвы, нарушение ее.

Божба—кто имя Божие употребляет без нужды в праздных разговорах.

Присяга—клятвенное обещание пред Св. Крестом и Евангелием.

Присяга допускается только в важных делах, например, на суде, или присяга на верность Государю.

4-я Заповедь.

Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмым суббота Господу Богу твоему.

Помни день субботний, чтобы свято проводить его: шесть дней работай и делай в них все твои дела, а седьмой день—покой, посвящай Господу Богу твоему.

Суббота - покой, отдых от работы. Еже—чтобы. Сотвориши - делай. Святить день — свято проводить день, ходить в Церковь, молиться Богу, читать душеполезные книги, помогать ближним.

В 4-й заповеди Бог повелевает: в будни работать, а праздники — посвящать Богу.

До Воскресения Христова люди праздновали Субботу, а после Воскресения Христова — мы празднуем Воскресение и другие праздники.

Против 4 заповеди грешат те люди, которые не святят дни праздничные и воскресные, или ленятся работать в будни.

5-я Заповедь.

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.

Почитай твоих родителей, чтобы было тебе хорошо и чтобы долго жил на земле.

Чти - почитай, уважай. Да - чтобы. Благо ти будет—хорошо тебе будет.

Пятая заповедь учит почитать родителей (не огорчать их, слушаться их, помогать им, молиться за них).

Кроме родителей нужно почитать: Начальников, учителей, благодетелей, старших, пастырей духовных.

Тем, которые исполняют 5-ю заповедь, Бог обещает долгую и счастливую жизнь.

6-я Заповедь.

Не убий. Не убивай.

В шестой заповеди Бог запрещает убивать, отнимать жизнь у ближнего. Духовным убийцей называется тот, кто оскорбит ближнего, гневается на него напрасно, ненавидит его, соблазняет на грех.

Самоубийство—кто сам себя убивает. По церковным законам вольные самоубийцы лишаются церковного погребения.

Не считается грехом, когда по суду казнят преступника, или на войне убивают неприятеля.

7-Я Заповедь.

Не прелюбы сотвори. - Не прелюбодействуй.

Седьмая заповедь запрещает распутство, запрещает мужу и жене нарушать взаимную любовь и верность.

Запрещается все, что возбуждает нечистые желания: нескромные, бесстыдные слова и движения, сквернословие, пьянство, чтение соблазнительных книг, рассматривание неприличных картинок, неприличные танцы и т. д.

Седьмая заповедь повелевает: женатым—сохранять взаимную любовь и верность, а не женатым— сохранять непорочность и стыдливость

8-я Заповедь.

Не укради—не воруй.

Восьмою заповедью запрещается: воровство, грабительство, обман, святотатство, тунеядство, лихоимство.

Воровство—кто тайно, скрытно берет чужое (или портит чужое имущество).

Грабительство—кто силою отнимает имущество.

Обман — кто обмеривает, обвешивает в торговле, не отдает обещанных денег.

Святотатство—кто ворует церковное.

Тунеядство—кто получает плату, а ленится работать; кто может работать, а не хочет и живет милостынею.

Лихоимство - кто пользуется нуждою ближнего и берет с него большие проценты.

9-я Заповедь.

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

Не говори ложь на ближнего твоего.

Не послушествуй — не говори. Свидетельство ложно-ложный донос.

Девятая заповедь запрещает: ложно свидетельствовать на суде, делать ложный донос, клеветать, сплетничать, говорить неправду

10-я Заповедь.

Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елико суть ближнего твоего.

Не пожелай жены своего ближнего, не желай дома своего ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что принадлежит ближнему твоему.

Село – поле, имение. Раб, рабыня – прислуга. Искренний – всякий человек. Бог запрещает завидовать, желать что-либо чужое.

Заключение.

1. Заповеди даны для того, чтобы люди исполняли их и чрез то спаслись.

2. Кто не исполняет заповедей, того Бог наказывает иногда еще и в этой жизни (посылает несчастия), а в жизни будущей осудить на вечные мучения в аду.

3. Если мы по слабости согрешаем против какой - нибудь заповеди, то нужно раскаяться в своем грехе и дать обещание впредь не грешить.

Предыдущее                                         Оглавление                                         Следующее



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»