Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Библиотека / Религиозно-нравственное воспитание детей в школе /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Наше служение
• Библиотека
• Вестник Р.С.Х.Д. (№ 46, III - 1957) Обращения педагогов эмиграции к молодежи России
• Воцерковление школы (На память о С.А.Рачинском)
• Подготовительный конспект к съезду православной молодежи
• Чему учит встреча с греческой церковью
• О трудностях религиозной жизни в детстве и юности
• Закон Божий и экспериментальная педагогика
• Религиозно-нравственное воспитание детей в школе
• Религия в школе и в жизни
• Воспитательная сторона преподавания Закона Божия
• Жизненность уроков Закона Божия
• Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия (часть 1)
• Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия (часть 2)
• 0 методах преподавания Закона Божия
• Доклад на тему “О дисциплине” Н.Н. Афанасьев
• Пастырь-служитель попечительной любви
• Истинный друг духовного юноши
• Песенный сборник
• Рождественская страничка
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Вспомогательные средства в преподавании Закона Божия.

2. Литература, пение, письменные работы.

Все пути ведут в Рим, с достоинством говорил древний римлянин. Все пути в руках опытного преподавателя ведут детей к познанию истины, к развитию добра и к пробуждению в детях христианской любви. Если преподаватель каждого предмета школьного курса может пользоваться в воспитательном деле различными средствами, то преподаватель закона Божия должен стоять в этом отношении выше всякого другого учителя.

Закон Божий охватывает собою все духовные проявления человека, содействуя всему доброму и обращая все худое к добру; поэтому он должен быть поставлен так, чтобы преподавание его обнимало не только один разум, как это преследуется в преподавании светских предметов, но пробуждало бы и лучшие чувства и укрепляло бы волю в свободном выборе добра, в предпочтении ко злу. Закон Божий есть закон жизни, а потому он и обнимает все жизненные отношения человека, как в юности, так и в дальнейших возрастах. В настоящее время преподавание закона Божия обращает главное внимание лишь на умственную сторону человека, забывая, что из сердца исходят злые мысли, что сердце является источником нравственности. Жестокость сердца заглушает все лучшие порывы в человеке, а доброта сердца способствует развитию самоотвержения и служения на пользу нашим ближним.

Слово Божие, закон Божий, сеется в разную почву, в различное человеческое сердце, и этот посев имеет различный результат. В детях-школьниках есть зачатки и добра, и зла. Они одинаково способны на первое и на второе. Их зло еще не тяготит, они не чувствуют его гнета, и потому не страшатся зла. В проявлении его дети видят лишь проявление силы и готовы смеяться над самой ужасающей жестокостью. Когда мы с детьми прочитывали во время занятий, ради уяснения отличия христианской культуры от языческой, отрывки по сочинениям Реклю о зверствах восточных деспотов, истреблявших целые страны и убивавших десятки тысяч пленных, то в классе неизбежно раздавался смех. Дети самые обыкновенные, неиспорченные, но жестокие дружно хохотали, слыша о том, как ассирийский царь Ассурбанипал приказал ослепить десять тысяч пленных и пустить их на произвол судьбы. Нужно было отвлечь внимание детей от преклонения и восторга пред силой, выразившейся хотя бы в дикой жестокости, и направить на путь сочувствия его к страждущим, для того, чтобы деяние деспота получило в глазах детей должную оценку.

Настоящий век считается многими поклонниками старины дряблым и противопоставляется временам прошлым, богатым крепкими натурами, людьми с закаленным характером. Но нельзя забывать, что наш порицаемый век более мягок, в отношении к страждущим и угнетенным. Поэтому умягчение сердца детей в школе необходимо ради воспитания их на основе христианской любви ко всему живому. Не угнетение слабого сильным, а несение им немощей немощных составляет задачу культуры и просвещения, которая для своего выполнения требует насаждения сочувствия ко всему живому в человеке, начиная с раннего возраста. В детях нет стремления к правде и добру, выраженного в законченной форме. Ребенок во всем старается видеть только добро, смотрит на все глазами радости, а потому он и не удерживается от совершения дурного поступка. Большинство детей, не смотря на скудную обстановку, на всякие неблагоприятные условия, наслаждаются жизнью и не ищут ничего выше ее. В большинстве дети заняты лишь сами собой. Они искренно считают сами себя центром, вокруг которого движется весь мир. Поэтому ребенку необходимо показать, что кроме него есть другие существа, весьма часто лучше его, страдающие от неправды, от злобы, от капризов людей. Только при отрешении от взгляда на себя, как на центр мира, ребенок может почувствовать стремление к источнику всякого добра - к Богу и желание осуществить в своей жизни требования этого Всеблагого Существа.

Без развития в детях чувства внимания и любви к другим немыслимо глубокое проникновение детей высокими религиозными истинами, и семя добра в детские души сеется как на каменистую или придорожную почву, на которой никакого плода вырасти не может. Умягчению человеческого сердца, подготовке его к восприятию всего доброго в значительной степени содействует всякое искусство и в особенности поэзия. Стихотворения, повести, рассказы, рисующие человеческую жизнь, приближающие страдания других к нашей душе, делающие нам родными и близкими неизвестных нам героев и действующих лиц в различных поэтических произведениях, подготавливают почву к истинному просвещению людей. Чтение произведений лучших писателей, ведущееся по определенному плану и по известной системе, пробуждает в детях сознание необходимости и красоты стремления человека к правде и добру как к силе высшей, великой, небесной. Только при наличности чувства прекрасного в душе воспитанника можно надеяться, что сведения о Боге, о горнем мире, о грехе и святости, о любви и терпении будут для него переходом от известного к неизвестному и найдут отклик в его сердце.

Предварительное чтение художественных рассказов подготовляет почву для научения детей истинам веры и нравственности, а пояснение тех же истин рассказами из современной жизни делает преподавание закона Божия занимательным и приложимым к обычным условиям современной действительности. Вопрос о привлечении светской литературы к преподаванию закона Божия довольно нов и не получил еще полного и всестороннего освещения. Среди предвзятых поклонников старины он считается вопросом "скользким". Но необходимо прежде всего заметить, что всякое новое дело для некоторых является сомнительным. Мнение о непригодности или сомнительности пользы от применения лучших в нравственном отношении произведений изящной литературы вытекает из взгляда на все человеческое, как на скверну. Такой взгляд представляет собою подобие гностического презрения всего мирского, как создания злого начала. Мир, по слову апостола, лежит во зле, но сам мир не есть зло. Даже язычники, по апостолу естеством законное творят, согласно со своей совестью, тем более писатели, воспитавшиеся сами на основании учения Христова и имеющие целью пробуждать чувства добрые в людях своей лирой, могут принести пользу в развитии веры и нравственности среди подростающих поколений. И нужно заметить, что хотя слово Божие действенно и острее меча обоюду острого, но оно далеко не всякому понятно одинаково во всех своих частях. Правда, что при известном духовном развитии человека, при теплоте его веры слово Божие доступно и грамотному и не грамотному, и ученому и простецу, но предварительно для воздействия на человеческую душу сердце человеческое нуждается в известной подготовке более доступными обыкновенному человеку средствами.

Произведения светских писателей отражают современную читателю жизнь изображают местами его собственные настроения, его думы, его печали и радости. Поэтому светская литература находит для себя отклик в душе каждого читателя, если только она приспособлена к его пониманию. В начальной школе мало понятен даже Гоголь, не особенно ценим Лермонтов, и это непонимание произведений наших классиков зависит от неподготовленности к чтению их учениками. Для понимания художественной прелести столпов литературы необходимо известное умственное развитие, некоторое знание жизни, а для понимания богооткровенного учения, для пробуждения любви к нему, необходимо предварительное отрешение читающего слово Божие от эгоизма, от земного и пробуждение любви и сочувствия к людям. Учение Христово не от мира сего, а потому оно служит не только многим на востание, но многим и на падение, если оно не понимается слушающими его. А это понимание невозможно без надлежащего объяснения сравнениями, подобиями, сближением с условиями современной жизни.

Религиозное воспитание в наших семьях развито слишком слабо, дети до школы имеют слишком мало вкуса в понимании красоты добра, и потому простое выполнение программы закона Божия в школе оказывает весьма и весьма малое влияние на их нравственность. Воспитывает школа посредством научения детей вере и чрез развитие в детях любви к добру. Но давно признано, что изучение вероучений христианских не вызывает в детях горячего стремления к осуществлению воли Божией в том виде, как об этом говорится в основе нравственности-в изложении догматических истин. Поэтому ради указания примеров исполнения воли Божией на ряду с изучением катихизиса рекомендуется или изучение, или повторение священной истории. В ней, несомненно, содержится богатый материал для уяснения истин веры и нравственности, но эти примеры для наших детей далеко не близки и далеко не так увлекательны, как примеры осуществления тех же истин в мире из современной жизни. Ведь все библейские праведники действуют в зрелом возрасте, а не в детских годах и по всей обстановке жизни их психика не совпадает с настроением современных поколений.

Кроме библейских примеров рекомендуются для школы образцы веры и нравственности из житий святых. Но необходимо сказать, что и они в большинстве случаев являются или исключительно-идеальными натурами, или же осуществляют лишь идеал аскетизма и отшельничества, представлявшегося в известные века единственно истинной "философией". Законоучитель не только может, но и должен пользоваться примерами из книг священного Писания и из Житий святых, но одних только этих пособий не вполне достаточно для пробуждения в детях высших стремлений, особенно в начале воспитательного периода. В данном месте мы не будем перечислять тех брошюр и книг, которые, по нашему мнению, полезны для развития того или другого урока закона Божия, так как это указание будет нами сделано в отдельной статье, и лишь приведем некоторые примеры применения произведений изящной словесности на уроках в начальной школе. Самыми первыми сведениями, которые необходимо укрепить в умах и сердцах детей, являются начальные понятия о Боге и Его некоторых свойствах.

На уроках, посвященных этому вопросу, нами читалась книжка Христины Рой Без Бога. В этой небольшой книжечке говорится о судьбе сироты, найденного на груди замерзшей нищенки и принятого на воспитание в крестьянскую семью. Мальчик вырос в теплом хлеве и потом был отдан в подпаски. Он никогда ничего не слыхал о Боге и никогда не бывал в церкви. В такой тьме сирота прожил до шестнадцати лет и самостоятельно начал размышлять о Первопричине всего существующего. Постепенно, при помощи размышлений и по ответам на его вопросы других людей, этот сирота приобрел довольно верные понятия о Боге, о Его свойствах и всей душой полюбил Его. Рассказ ведется в занимательной форме и путем наглядных примеров, приближаясь к генетическому методу, объясняет один из самых трудных отделов преподавания закона Божия.

При выяснении о вездесущности Божием читался рассказ Л. Толстого Где любовь, там и Бог. При выяснении понятия о молитве читались рассказы-Черского Божья воля и Перелыгина Молитва ребенка или Круглова- Чудесная свеча.

При выяснении понятия о совести - Опочинина рассказ Непутевый или Круглова-Совесть проснулась и т. д.

Чтение рассказов весьма оживляет преподавание и затрагивает в детских душах такие струны, до которых простыми рассуждениями и назиданиями добраться невозможно. Одаренный талантом писатель умеет стучаться в такие двери человеческого сердца, которых простой человек и не заметит. Всякий же художественный рассказ вызывает напряжение всех душевных сил ребенка занимательностью изложения, драматизмом, красотой образов и изяществом слога. Если бы каждый преподаватель мог на каждом уроке импровизировать и создавать художественные примеры для пояснения тех или других истин и положений, то его преподавание не нуждалось бы ни в чьем постороннем содействии, но такой преподаватель может быть лишь предполагаем в идее, а не существовать в действительности.

Вопрос о самой постановке детского чтения в сравнительно недавнее время привлек к себе внимание деятелей воспитания и вызвал появление в свет нескольких указателей относительно книг, пригодных детскому возрасту. По вопросу о том, какие книги должно предлагать детям высказывались различные мнения, начиная от предоставления случайности подбора книг детской библиотеки и кончая строгой цензурой специально детской литературы. Не вступая в глубину рассуждений относительно постановки дела чтения детьми книг, здесь мы считаем нужным сказать, что большая часть педагогов признает необходимость существования специально детской литературы, на том простом основании, что всякий возраст имеет свои преимущественные интересы и свои склонности, которые и требуют удовлетворения по известному плану и в известном направлении. Чтение, по взглядам современных педагогов, сводится к трем приемам: чтение техническое, касающееся вопросов, содержащихся в книге для классного чтения, чтение психологическое или коллективное, имеющее целью воздействовать на нравственную сторону учащихся чрез пробуждение в них чувства любви к добру и отвращения ко злу, и чтение свободное.

Первый вид чтения на уроках закона Божия может быть применен в виде более подробного изложения тех самых сведений, какие преподаются детям на уроке. С этой целью можно прочитать священно-исторический рассказ в более подробном изложении в классе или дать детям на дом соответствующие брошюры. К сожалению приходится сказать, что книг духовно-нравственного содержания, доступных детям по изложению, весьма мало. Духовные писатели в громадном большинстве не сообразуются с пониманием детей и излагают свои книги и брошюры громоздкой периодической речью. Духовная литература усвоила себе особый язык, полу-славянский, полу-книжный и на этом языке остановилась чуть ли не с 18 века. Язык митрополита Платона и язык современного духовного писателя для детей почти ничем не различаются. Между тем вообще литературный русский язык развивается с каждым десятилетием, и ученики привыкают к языку современному, а не к речи прошлых веков. Бесспорно, что язык Иннокентия Херсонского и Филарета Московского несравненно точнее стиля писателей для детей, но язык названных духовных витий непонятен не только детям, но и взрослым, если только они не уделяли особого времени на изучение богословских наук. Для младенцев, как говорит ап. Петр (1 Посл. 2, 2). нужно словесное молоко, а не твердая пища, и детям школьникам слишком мудрено постигать те глубины премудрости, которые ставят в своих произведениях духовные писатели, не считаясь с возрастом и развитием детей.

За последнее время вышло в свет несколько повестей и рассказов из библейского быта, построенных по образцу исторических романов и повестей (напр. в приложениях к журн. Русский Паломник, в изданиях Александро-Невского Братства и друг.). Эти издания, совмещая в себе верность общим данным священно-исторических повествований, передают о библейских событиях в виде занимательных повестей и вводят читателя в быт и нравы библейских времен. Поэтому библейские рассказы действуют не только на память детей, но и на чувство и на воображение.

Несравненно ниже по своему достоинству стоят пересказы библии в духе довольно известных книжек Пуцыковича под названием Библейские рассказы. Но и они могут быть полезны в виде т. н. технического чтения. Для чтения коллективного или психологического в детской литературе можно найти весьма почтенное количество книг, способствующих в детях пробуждению любви к людям. Страдания человечества чрезвычайно разнообразны, а потому, по выражению Златоуста, заповедь милосердия весьма широка.

Изображение человеческого горя, подвигов и красоты любви и самоотверженности ради ближних служит темой во многих, или вернее в большинстве книг детской литературы. Во всем физическом мире господствует закон тяготения, и люди не только подчиняются ему, но и пользуются им ради достижения своих целей. Этот же закон наблюдается и в нравственной области. Человек притягивается тем, что он считает высшей нравственной силой. Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Каждый человек не столько сообразует свои действия со своими мыслями, сколько подражает действиям других людей, а иногда подвергается внушению со стороны этих других. Хорошо составленный и приспособленный к пониманию читателя рассказ может оказать значительное влияние на его поступки, и писатель посредством книги может внушить читающему те или иные действия. На взрослых книга влияет в значительно меньшей степени, нежели на детей. Но необходимо, чтобы книга была вполне доступна детям и по языку и по содержанию. Законоучителю хороший рассказ из современной жизни может оказать весьма значительную услугу и даст детям разумение относительно жизни прошлых веков, посредством перехода от известного к неизвестному. Задача преподавателя в этом случае сводится к надлежащему подбору книг и к своевременному пользованию ими.

В настоящее время при каждой школе есть ученическая библиотека, и можно с уверенностью сказать, что в каждой школьной библиотеке найдутся книги, соответствующие целям преподавания закона Божия и в частности ведению психологического чтения сообразно требованиям преподавания этого предмета в воспитательном направлении. Для выбора книг существует не мало различных указателей детской литературы, в которых не только даются отзывы о книгах, но и помещается содержание их. Такие указатели могут оказывать некоторую помощь в подборе нужных и полезных книг, но лучшим средством выбора нужно признать чтение книги самим наставником вместе с воспитанниками. Лучшими судьями в этом деле должны быть признаны сами дети, так как заставить их интересоваться не интересным для них чтением невозможно, а всякое не занимательное для них чтение не окажет никакой пользы их нравственному развитию. Сообразно этому подбору самого учащего возможно и свободное чтение детей, по их собственному желанию. Это чтение преподавателем может быть направлено также к пользе и духовному росту детей, хотя и без особенной настойчивости с его стороны. Весьма часто дети спрашивают книгу по отзыву читавших ее товарищей, и на книгу устанавливается в известное время мода. Преподаватель препятствовать такому свободному выбору не может, но от его уменья вести дело зависит самый спрос на книгу, так как он может установить известную заинтересованность детей в том или ином направлении.

Давно подмечен тот факт, что искренно любящий свой предмет преподаватель, хотя бы этим предметом был один из мертвых языков, заражает своей любовью и своих учеников. Чтение произведений детской литературы может применяться с успехом, как в виде домашней работы детей, так и в виде классных занятий, так как эти занятия требуют постоянной смены одного рода труда другим. Той же смене труда содействуют и другие средства, указанные в заголовке настоящей статьи. Главным условием успешности классных занятий служит интерес учащихся к предмету урока. От степени интереса зависит внимание учащихся. Внимание же есть такое душевное состояние, которое не может продолжаться бесконечно. Все в природе постоянно движется, это общий закон жизни всего доступного человечеству мира. Сообразно этому закону движется, перелетает с одного предмета на другой и человеческая мысль. Внимание же есть задержание мысли на одном каком - либо предмете, достигаемое усилием воли посредством постоянного упражнения. Внимание прирождено человеку только в возможности и составляет продукт воспитания. Дети отличаются подвижностью, а малолетки, ученики первого года, не в состоянии сосредоточить на одном предмете внимания даже на пять минут, особенно если предмет урока составляет отвлеченная истина. Понятно, что при занятиях с первогодниками и сам урок не может длиться более 25-30 минут, и деление его на две части, с повторением пройденного в одной и с разработкой нового материала во второй-невозможно. Такое распределение времени, к слову сказать, и вообще утомительное для учащихся, в первом отделении начальной школы может лишь доставить огорчение и для учащего и для учащихся, а для воспитательного дела существенный вред.

Скука и однообразие самый страшный из врагов учебного дела, поэтому при занятиях в начальной школе необходима возможная частая перемена занятий. Конечно, эта смена не может нарушать единства главной цели, но и в сохранении этого единства она вносит постоянное разнообразие в жизнь школы. Каждый урок может быть проведен разными способами, посредством разных приемов, при единстве намеченой цели, и чем больше жизни, разнообразия вносит преподаватель в ведение урока, тем большее оживление отражается на его учениках.

В ряду средств, содействующих освежению учащихся во время хода уроков, пение и письменные работы занимают по праву не последнее место. Притом эти предметы являются не только средствами оживления настроения в учениках, но и сами оказывают содействие преподаванию закона Божия. Изучение молитв в начальной школе относится к первому году обучения, запоминание тропарей производится на ряду с прохождением священной истории, а некоторые церковные песнопения относятся к курсу богослужения. При заучивании этих молитвословий посредством задавания уроков на дом получаются не редко далеко не должные результаты: славянские выражания искажаются, расстановка слов производится неправильно, логические ударения на тех или иных местах переносятся совершенно произвольно без всякого смысла, и вообще заучивание молитв походит на повторение слов без значения. Да и трудно ожидать от ученика начальной школы правильного произнесения таких песнопений, которые не поддаются полному уразумению даже высокообразованным людям. Отсюда становится необходимым само заучивание молитв производить по установившимся правилам чисто практического свойства. Предполагается, что законоучитель сам может осмысленно прочитать каждую из тех молитв, которые проходятся в начальной школе. Под непосредственным руководством законоучителя и должно быть произведено заучивание славянского текста молитв. А это заучивание очень удобно достигается посредством пения этих молитв в классе. Во всякой школе молитвы заучиваются для пользования ими в жизни, но в большинстве школ наблюдается постоянное забвение молитв даже во время учения.

Обследования же знаний окончивших курс через 4 - 5 лет, произведенные в некоторых уездах земствами, обнаружили прямо плачевные результаты в познании бывшими питомцами школы наиболее употребительных молитв. Возможно, что в бывших учениках начальной школы иногда пробуждается желание молиться, но молитв они не знают, и потому молятся так же, как и совершенно неграмотные, т. е. без разумения, без понимания и без должной настроенности. Они ревность имеют к молитве, но не по разуму. По привычке бывший питомец школы и начинает читать когда - то заученную молитву, но скоро у него последовательность смысла и выражений теряется, и он прекращает свою молитву в самом начале... От забвения предохраняет нас повторение, но это повторение не должно прискучивать. Пение молитв может дать средство к повторению без однообразия, так как самый процесс пения доставляет человеку известное наслаждение. Пение молитв и других церковных песнопений уместно на каждом уроке закона Божия, и оно всегда может внести в преподавание оживление и лучшее укрепление в памяти учеников текста молитв. Первое условие, которое должно соблюдаться при этом, есть осмысленность и разумность. Осмысленность выражается в ясном и правильном произнесении каждого слова молитвы, с расстановкой ударений на известных выражениях. Эта разумность достигается прежде всего примером самого учащего, а потом объяснениями молитв.

В начальной школе невозможно достигнуть полного понимания детьми всех выражений в церковных песнопениях, но это знание и не необходимо. Для каждого ученика важно знание общего смысла той или другой молитвы. При этом общем знании дети запоминают текст молитвы и лучше, и толк к ним. Пение молитв сообразуется не с легкостью музыкального построения, а со степенью трудности их в дидактическом отношении. Молитва простая по напеву, но сложная по содержанию, может быть пропета не раньше простой по содержанию, а после нее. Пение молитв сообразуется со степенью утомления класса, а потому заранее намеченного общего плана в этом отношении быть не может. На первых утренних уроках дети утомляются меньше, вследствие большей чистоты воздуха в школе, а на последующих уроках утомление наступает быстрее. Поэтому второй и третий уроки требуют большого разнообразия занятии и более продолжительного пения.

Начинать петь с новичками полезнее без участия учеников старших отделений, ради приучения новичков к самостоятельности. При достаточном навыке в пении новички с успехом могут присоединяться к общему школьному хору, и это присоединение в свое время может оказать влияние на улучшение музыкальной стороны выполнения молитв детьми. Наиболее твердому и правильному усвоению текста молитв, а равно и вообще более основательному запоминанию учебного материала по Закону Божию содействует ведение на уроках Закона Божия письменных работ. Эти работы особенно пригодны при одновременном ведении урока в двух или в трех отделениях одним наставником, в одной классной комнате. Но письменные работы далеко не излишни и при нормальных условиях, т. е. при занятиях только с одним отделением. Письменные работы могут служить или только как средство для более основательного усвоения пройденного, или же содействовать воспитательной стороне Закона Божия, посредством углубления и применения к каждому отдельному ученику полученных знаний. Начинаться письменные работы могут со второй половины первого года обучения, когда дети осваиваются с искусством письма. В целях только чисто дисциплинарных, в виде работы по чистописанию, письменные занятия могут быть вводимы и ранее указанного срока, но эти упражнения не могут быть названы, работами по Закону Божию, так как они служат лишь средством занять учеников одной группы в то время, когда преподаватель ведет устные занятия с учениками других групп.

Письменные работы начинаются с самых простейших и постепенно усложняются, сообразно с духовными силами учеников. Работы чисто механического характера для учеников старших отделений незанимательны по своей механичности, а работы, требующие напряжения внимания, непосильны для учеников первого отделения и части второго. А потому при задавании письменной работы по Закону Божию принимаются во внимание те же соображения, какие соблюдаются в ведении письменных ответов по Русскому языку и по арифметике. На первом году обучения письменная работа детей может состоять только из простого списывания с книги или с классной доски заученного детьми текста какой либо молитвы. Цель этой работы заключается в желании укрепить в памяти детей знание наиболее употребительных молитв не только посредством зрительных и слуховых впечатлений, но и посредством моторных. Хотя эта работа для взрослого человека кажется слишком однообразной, но для детей она не так механична и не так мало занимательна, как для взрослых.

Для детей, только еще обучающихся письму, простое списывание с книги доставляет серьезную работу, требуя от них напряжения всех умственных сил. И потому всякое новое списывание представляет для детей новую работу. Чрез списывание текста молитв достигается более точное и более твердое усвоение его. При списывании дети невольно обращают внимание на такие выражения, которые они при одном устном заучивании искажают и которым иногда придают совершенно неправильное значение. Неправильность в произношении молитвы, не смотря на всю внимательность наставника, может ускользнуть от его слуха. Но в письме она обнаруживается и может быть исправлена, как посредством правильного воспроизведения устно, так и через исправленное написание. Искажение слов при чтении молитв в школах явление обычное, и оно требует полного внимания для своего исправления. Так напр., дети произносят вместо Осанна в вышних-Осанна вышла, придавая слову осанна значение собственного имени женского рода: вместо сущую Богородицу произносят сусую Богородицу. Особенно трудны для произнесения слова многосложные-Человеколюбче, Утешителю, честнейшую, без истления, Вседержителя и т. п. Точно также постоянно искажаются некоторые предложения из текста молитв. Напр., Иже еси на небесех, распятого же за ны. Некто 3., окончивший с успехом курс Духовной Академии и занимавший видный пост в духовно-учебной службе рассказывал, что он, будучи учеником семинарии, всегда произносил в тропаре Ныне наста время всех освящающее... слова нас ждет судия (в чине освящения воды) наш дед судия, прилагая название дед к Богу Отцу, изображаемому на иконах в виде старца. Свою ошибку 3. увидал лишь при списывании названного тропаря с книги и удивился наивности своего объяснения, казавшегося ему ранее совершенно правильным.

У детей своя логика и свое понимание; ребенок часто объясняет понятия совершенно своеобразно, особенно, если предпосылки этих понятий принимаются им за несомненную истину. В уме верующего слова священной песни или молитвы выше сомнения. Но слушающий их воспринимает сами выражения неверно. Он хочет их объяснить и принимает за истину такие соображения, которые идут в разрез с действительным смыслом. К тому же склонны не только дети, но и взрослые.

Для подтверждения этого стоит вспомнить приемы схоластического толкования священного Писания и выводы христианских догматов из соображений человеческого разума. Некоторый недостаток простого списывания молитв заключается в отсутствии материала для активной работы мысли. Но это списывание применяется лишь в первом отделении, когда всякий новый элемент, кроме списывания, был бы для детей непосильным бременем. Во втором отделении те же упражнения могут быть производимы с большим разнообразием и со внесением в работу учащихся некоторой самодеятельности. Вместо простого списывания молитв второгодникам предлагается списывание с классной доски перевода славянских выражений в какой-либо молитве. На основании этого списывания дается задача-составить связное изложение молитвы по-русски. Такой труд пробуждает в детях работу мысли и содействует запоминанию русского значения славянского текста, что вообще дается очень трудно при одних только устных уроках. На первых порах связное изложение молитвы по-русски трудно дается детям, и потому в задачах этого рода наблюдается строгая постепенность в выборе молитв по изложению, по доступности их содержания и поблизости славянского текста к русскому. Со второго-же отделения можно начать изложение рассказов священной истории, по вопросам, предварительно выписанным на классной доске. При этом изложении соблюдаются все правила, приложимые к ведению письменных работ вообще, как со стороны выбора материала, так и в постановке вопросов, в размещении в вопросах слов, в указании слов, сомнительных для правописания и т. д.

Составление вопросов преподавателя затруднить не может, но для желающих нами они напечатаны в составленной нами Методике преподавания священной истории. Начиная с третьего отделения письменные работы учеников приобретают характер большей самостоятельности. Дети или передают своими словами рассказы из священной и церковной истории, без дробных вопросов, или же указывают содержание отдельных мест Евангелия, по самому евангельскому тексту, как рекомендует Аф. Соколов в книжке Письменные упражнения по Закону Божию в начальной школе. В переводе славянского текста молитв дается работа-изложить само содержание той или иной молитвы или отдельной части ее. В четвертом отделении письменные работы по Закону Божию касаются вопросов христианского вероучения и нравоучения, Так напр., не только для учеников, но и для наставников весьма важно получить от детей работу в виде изложения их взгляда на такие вопросы, как бытие Божие, значение для христианина молитвы, добрых дел, труда и т. п. Конечно эти вопросы могут быть предлагаемы не в форме отвлеченных суждений, а в виде конкретных описаний. Напр., какие люди мне нравятся, каким бы я сам хотел быть, зачем люди живут на земле, что всего нужнее для тела и для души человека, на кого бы я хотел быть похожим по своим делам и т. п.

Разнообразие вопросов зависит от развития учеников и от степени их внимания к прохождению курса, как общеобразовательных предметов, так и Закона Божия. Время, употребленное на письменные работы по Закону Божию, не может считаться потраченным напрасно и принесет пользу делу в различных отношениях, начиная с соблюдения классной дисциплины при совместных занятиях с несколькими отделениями в одной комнате и кончая побуждением ученикам глубже заглянуть в свою душу, познать самих себя, а через это самопознание и пожелать достижения лучшего нравственного состояния, нежели наша обычная жизнь. В письменных работах старших учеников может раскрыться вся их душевная жизнь, не всегда известная наставнику, вследствие застенчивости детей и юношей при устной беседе и отчасти вследствие неумения взрослых людей говорить с подростками. Учеников главным образом утомляет однообразие, как символ застоя и смерти, поэтому школа для успешности занятий постепенно вводит все больше и больше разнообразия. Умственный застой и нравственное одичание страшны и в жизни, а в школе они совсем не уместны. Всякий преподаватель принимает на себя обязанность быть бдительным стражем того маяка, который зовется просвещением, а законоучитель в этом отношении призван к наибольшей бдительности и к испытанию всех средств воспитания для выбора наилучших.

...Предыдущее                                             Содержание                                        Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»