Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / Учебники и пособия / Творческая активность /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Уроки по Закону Божию для глухих
• Закон Божий. Священная история и молитвы
• Молитвы, священная история и богослужение
• Творческая активность
• Искусство
• Драма
• Устное общение
• Письменное творчество
• Игры
• Способы запоминания памятных стихов Св. Писания
• Игры и поделки для детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях воскресной школы
• Книжная полка преподавателя
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




ДРАМАТУРГИЯ (ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ)

Эта деятельность соединяет в себе детское воображение и фантазию, эмоции и действия во время игры. В ходе игры дети эффективно обучаются правильному поведению и приобретают жизненный опыт.

Достигаемый эффект:

  • театральные постановки позволяют ребенку перевоплотиться в совершенно иную личность и даже испытать чувства, которые испытывает другой человек,
  • театральные постановки и ситуации с незавершенным концом помогают детям соотнести Библейские истории с современностью;
  • разыгрывание ситуаций с примерами любви, доброты, дружбы, заботы о ближнем и жертвенности помогает сделать абстрактные для детей понятия значимыми и реальными.

    Примечание

    1. Постановки не требуют того, чтобы дети придерживались сценария. Скорее их слова и поступки возникают из услышанного ими от учителя или из воспоминаний об аналогичных ситуациях.
    2. Приготовьте коробочку для одежды (ящик), ткань и различные подсобные материалы для того, чтобы стимулировать мышление детей.
    3. Пользуйтесь картинками, чтобы дети могли познакомиться с традициями и манерой одеваться в соответствующей эпохе.
    4. Подготовьте в комнате место, которое можно использовать для сцены.
    5. Если дети чувствуют себя неуверенно, они будут стараться скрыть свою неуверенность под маской баловства.
      Чтобы избежать этого:
      • начните с самых простых историй (ситуаций);
      • обязательно расскажите подробности, чтобы дети могли лучше вникнуть в суть рассказываемого;
      • потом пусть несколько ребят проинсценируют эту историю, или выразят свои мысли при помощи пантомимы;
      • если дети забудут текст или будут останавливаться во время представления, задайте им вопросы, помогающие вспомнить действие истории или решить, что делать дальше;
      • не заставляйте детей участвовать в постановке, постарайтесь сделать это иным путем: пусть кто-то из них помогает готовить реквизит, кто-то составляет план постановки и т. д. Пообещайте детям оценить их действия;
    6. Если кто-то из детей очень смущен, давайте им для начала роли без слов или те, где не надо много говорить. Непременно похвалите их за участие в постановке. Когда они почувствуют уверенность, участвуя в небольших ролях, они сами выразят желание попробовать себя в более крупной роли;
    7. Помните, что ценность этих игр состоит в самом процессе, а не в постановке целого спектакля.

    МОНОЛОГ

    Цель
    Научить детей вникать в образ Библейского персонажа и выражать свое отношение к нему.

    Материал

  • Картинки, книги или другие источники информации
  • Костюмы или вспомогательные материалы (необязательно)
  • Кассетный магнитофон и чистая кассета (необязательно)

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. собрать информацию о Библейском персонаже, образ которого они хотели бы показать;
    2. использовать незатейливые костюмы и вспомогательные материалы, если необходимо;
    3. написать краткое изложение о том персонаже, который они выбрали (необязательно);
    4. Монолог можно записать на магнитофон и использовать в качестве дополнительного материала.

    Варианты.
    Дети могут написать сценарий в форме монологов.

    Предлагаемые темы для беседы
    О чем из жизни Павла вы хотели бы рассказать? Что вам больше всего запомнилось? Как вы думаете, что он чувствовал, когда случилось кораблекрушение? Что он делал? Как он доказал свою веру в Бога?

    ИНСЦЕНИРОВКА БИБЛЕЙСКИХ ИСТОРИЙ

    Цель
    Научить детей, инсценируя Библейские истории:
  • улучшить понимание Библейских событий;
  • понять переживания персонажей Библейских историй;
  • найти пути применения Библейских истин в повседневной жизни;

    Материалы

  • Библия
  • Картинки
  • Разнообразные костюмы и вспомогательные материалы (необязательно)

    Подготовка

  • Подбор картинок для занятия.
  • Подбор подходящих костюмов и вспомогательных материалов.

    Ход работы

    1. Предложите детям выбрать картинку.
    2. Обсудите содержание картинки (см. примерные темы для бесед).
    3. Решите, кто будет играть роль каждого персонажа сценки, изображенной на картинке.

    Варианты

     Дети могут инсценировать аналогичные события из современной жизни.

    Предлагаемые темы для беседы
    Какое событие изображено на этой картинке?
    Что вы думаете о нем?
    А как бы вы поступили в подобной ситуации?
    Какой Библейский стих дает прямое указание, как нужно поступать в таких случаях?

    ПЬЕСЫ

    Цель
    Помочь детям, участвуя в постановке пьесы, закрепить свои знания о Библейских персонажах и событиях

    Материалы

  • Книги и картинки
  • Доска и мел или бумага и фломастеры
  • Костюмы и вспомогательные материалы (необязательно)

    Подготовка

    1. Расскажите или сделайте обзор Библейской истории. Дети постарше могут прочитать ее.
    2. Выпишите на доске или на листе бумаги имена персонажей Библейской истории.
    3. Составьте вместе с детьми сценарий.
    4. Распределите роли по сценарию.
    5. Решите, какие сюжетные картинки можно использовать при оформлении сцены.
    6. Пусть дети попробуют проиграть пьесу без костюмов и реквизита. 7. Подскажите детям, как читать диалоги.
    7. Решите, когда и где вы продемонстрируете эту пьесу?

    Варианты

  • Дети могут сами написать сценарий.
  • Можно использовать кассетную запись сценария.
  • Можно использовать музыку.
  • Зрители могут участвовать в пьесе: петь песни с актерами или отвечать на вопросы актеров.
  • По пьесе можно снять фильм или сделать слайды.

    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

    Цель
    Научить детей, используя кукольный театр:

  • выражать чувства и поступки современных людей, как они их понимают;
  • показывать, как они повинуются Божиим заповедям и что они делают, чтобы доказать свою верность Божьим обетованиям.

    Материалы

  • Современные куклы (дети могут изготовить их самостоятельно, или использовать куклы из "Кукольного ящика")
  • Сцена (необязательно)

    Ход работы

  • Предложите детям:
    1. рассказать Библейские стихи;
    2. рассказать о жизненных ситуациях, в которых им приходилось вспоминать эти Библейские стихи;
    3. выбрать одну из этих ситуаций для инсценировки.
    4. Решите, кого из персонажей будет представлять каждый ребенок.
    5. Дети либо сами делают простые куклы, либо выбирают себе куклу из "Кукольного ящика".
    6. Если ребенок замолчал во время инсценировки, помогите ему вопросом, который напомнит ему содержание истории.  Помогите детям подвести итог следующими вопросами:
    7. как тот или иной персонаж (назовите имя куклы) повиновался (или не повиновался) Библейской заповеди, которую мы только что читали? А как он мог выполнить эту заповедь?
    8. как вы можете выполнять эту заповедь, находясь дома, в школе, в церкви?

    Варианты

  • Дети могут использовагь куклы для разыгрывания сценки интервью с миссионером или с детьми из других стран.
  • Дети могут сделать и использовать кукол для хора. Например, сделайте кукол-представителей различных национальностей и используйте их для хора, исполняющего песню "Рыбки в воде".

    Кукольный театр

    Предлагаемые темы для беседы
    Пример для незавершенной ситуации при изучении Книги Левит 19:1. Мама послала вас в магазин купить кое-что из бакалейных товаров. По дороге домой вы обнаружили, что продавец, давая вам сдачу, передал лишние деньги. Как вы поступите?

    КУКЛЫ - КАК ИХ СДЕЛАТЬ?

    Попросите родителей и других взрослых помочь вам в изготовлении кукол и реквизита, которые вы будете использовать при изучении Библейских историй. Сложите куклы и реквизит в ящик и накройте его красивой цветной бумагой с надписью "Кукольный ящик".

    Самодельные куклы.
    Детям очень нравится изготовлять куклы самостоятельно. Мы предлагаем несколько видов кукол, которые очень просты в изготовлении. Они помогут представлять как Библейские персонажи, так и современных людей.

    КУКЛЫ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК
    Самые разнообразные куклы можно изготовить из деревянных ложек. Ручка ложки служит куклодержателем; обратная сторона ложки - лицом куклы.

    КУКЛЫ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК И ПЛОТНОЙ БУМАГИ

    Материалы

  • Деревянная ложка
  • Плотная бумага
  • Ножницы
  • Клей
  • Цветные карандаши или фломастеры

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. вырезать части лица из картона и приклеить на ложку;
    2. разрисовать картон цветными карандашами и фломастерами.

    Куклы из деревянных ложек и плотной бумаги

    РАСКРАШЕННЫЕ КУКЛЫ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК

    Материалы Раскрашенные куклы из деревянных ложек

  • Деревянные ложки
  • Акварельные краски и кисточки

    Ход работы
    Предложите детям нарисовать и раскрасить лицо на обратной стороне ложки

     

     

    КУКЛЫ ИЗ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК В КОСТЮМАХ

    Материалы

  • Деревянная ложка
  • Мужской носовой платок или кусочки ткани
  • Резиновая лента (резинка)
  • Фломастеры или цветные карандаши
  • Пряжа
  • Клей
  • Лоскутки ткани или фетра (необязательно)

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. цветными карандашами или фломастерами нарисовать черты лица на ложке, приклеить кусочки пряжи вмесго волос;
    2. использовать куклу для инсценировки, ; накрыть носовым платком или кусочком ткани вытянутый указательный палец и большой палец. Натянуть резинку вокруг большого пальца, за ложкой и перед средним пальцем.

    Варианты

  • Костюмы можно вырезать из ткани или фетра и приклеить
  • Вместо деревянных ложек использовать картонные ложки.

    Куклы из деревянных ложек в костюмах

    КУКЛЫ ИЗ БРУСОЧКОВ
    Эти куклы можно изготовить быстро и просто из различных материалов - от картона до овощей. Например, их можно сделать из палочки от мороженого и кружочка морковки.

    Варианты
    Можно приклеить изображение черт лица на бумажный круг диаметром 22,5 см, а с обратной стороны круга приклеить палочку.

    Куклы из брусочков

    КУКЛЫ - БУЛАВКИ

    Материалы Куклы-булавки

  • Круглая булавка
  • Бусинка 1,25 см
  • Два кусочка проволоки (3,7 см)
  • Клей
  • Фломастеры или акварельные краски и кисти
  • Пряжа

    Подставка для кукол-булавок

     

     

     

     

     

    Ход работы

  • Предложите детям:
    1. приклеить деревянную бусинку к головке булавки и подвесить булавку, пока клей не высохнет;
    2. приклеить по бокам кусочки проволоки вместо рук;
    3. фломастером или красками нарисовать черты лица и одежду;
    4. приклеить пряжу вместо волос;
    5. Чтобы кукла стояла, нужно сложить кусочек картона 2,5 х 7,5 см.

    КУКЛЫ ИЗ БУМАЖНЫХ ТАРЕЛОК

    Материалы

  • Бумажная тарелка диаметром 15 см
  • Несколько кусочков картона разных цветов
  • Палочка от мороженого
  • Фломастеры или цветные карандаши
  • Ножницы
  • Клей
  • Клейкая лента

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. вырезать черты лица из картона и приклеить их на лицевую сторону бумажной тарелки;
    2. дорисовать остальные части;
    3. приклеить палочку от мороженого к обратной стороне тарелки.

    Куклы из бумажных тарелок

    ГРУСТНЫЕ И ВЕСЕЛЫЕ КУКЛЫ ИЗ БУМАЖНЫХ ТАРЕЛОК

    Материалы

  • Две бумажные тарелки диаметром15см
  • Палочка от мороженого
  • Пуговицы, пряжа
  • Клей

    Ход работы

  • Предложите детям:
    1. намазать клеем обе стороны палочки с одного конца и приклеить к краю лицевой части одной тарелки;
    2. намазать клеем края второй бумажной тарелки и наложить ее на первую тарелку, придавив сверху;
    3. дать клею высохнуть;
    4. на одной бумажной тарелке нарисовать веселое лицо, а на другой - грустное
    5. Вместо носа и глаз можно приклеить пуговки.
    6. Можно обвести очертания губ клеем и приклеить красную пряжу и вместо волос наклеить пряжу.

    Грустные и веселые куклы из бумажных тарелок

    СЦЕНА ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

    Совершенно необязательно специально готовить сцену для кукольного театра. Однако, сделать несложную сцену совсем просто. Кукловоды могут стать за пианино или за книжным шкафом, либо стать на колени за поставленным набок столом.

    Сцена для кукольного театра

    "ЗАСТЫВШИЕ ФИГУРЫ"

    Цель
    Научить детей,участвуя в постановке немых сцен ("застывших фигур"), закреплять свои знания Библии.

    Материалы

  • Библия
  • Картинки с Библейскими событиями (необязательно)
  • Отрезы ткани, которые могут быть использованы для костюмов (необязательно).

    Ход работы

    1. Разделите детей на группы по 3-4 человека.
    2. Предложите детям:
  • каждой группе выбрать какое-то событие из Библейской истории и поставить немую сцену;
  • Другой группе
  • отгадать, какое событие изобразили в немой сцене соперники.

    Варианты
    Из нескольких сцен, следующих друг за другом, можно узнать о Библейской истории.

    Предлагаемые темы для беседы
    Отгадайте, какую часть Библейской истории изображает эта сценка? Какие Библейские персонажи представлены здесь?

    ВАША ЖИЗНЬ (ИНТЕРВЬЮ С БИБЛЕЙСКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ)

    Цель
    Закрепить знания о Библейских персонажах.

    Материалы

  • Библия, книги, клипы и другие наглядные пособия
  • Доска и мел или плотная бумага и фломастеры
  • Палочка от мороженного, фольга для обертки верхнего кончика палочки от мороженного
  • для "микрофона"

    Ход работы
    Предложите детям:

    1. выбрать Библейский персонаж, жизнь которого они хотели бы представить;
    2. выписать другие персонажи и события, относящиеся к его жизни и дать "ведущему";
    3. "Ведущий", представляя каждый персонаж, должен задавать вопросы о характерных манерах этого персонажа и о некоторых событиях его жизни.

    Варианты

  • Дети могут составить список вопросов для "ведущего", которые тот будет задавать о Библейском персонаже.
  • Можно записать кассету и использовать ее для записи программы "Это - ваша жизнь".

    Предлагаемые темы для беседы
    Вот к нам идет брат Иосифа - Рувим.
    Рувим, какие чувства ты испытывал, когда Иосиф был уведен в Египет?
    Вспоминая прожитые годы, что ты можешь сказать о том, как Господь использовал это событие в твоей жизни?
    Какие чувства ты испытывал, когда смог вновь примириться с твоим братом?

    ТВ-ПРОГРАММА "НОВОСТИ"

    Цель
    Помочь детям закрепить знания о Библейских персонажах, местах и событиях, принимая участие в программе ТВ-новостей.

    Материалы

  • Библия
  • Книга, картинки, другие наглядные пособия
  • Микрофоны, сделанные самостоятельно, из карандашей и фольга

    Ход работы

    1. Предложите детям при помощи картинок рассказать Библейскую историю.
    2. Подскажите детям, что эту историю можно рассказать, используя, как пример, ТВ-программу "Новости". Один из присутствующих - репортер, другие - дают ему интервью о событиях Библейской истории.

    Варианты

  • Запишите ТВ-интервью на пленку.
  • Эту игру можно использовать и для повторения пройденного материала.

    Предлагаемые темы для беседы
    От кого из присутствующих вы хотели бы получить информацию о рождении Иисуса для вашей ТВ-программы новостей?
    Что вам могут рассказать пастухи?
    Какой диалог произошел в гостинице?
    У кого еще вы непременно хотели бы взять интервью и включить в вашу программу?



  • Смежные разделы
     
    © 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
    Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
    Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
    Система управления сайтом «Экспресс-Веб»