Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• Предисловие
• Часть 1
• Часть 2
• Часть 3
• Часть 4
• Часть 5
• Часть 6
• Часть 7
• Часть 8
• Часть 9
• Часть 10
• Часть 11
• Заключение
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




Религиозное воспитание

Целью христианских родителей и учителей, которую им нужно всегда хранить хотя бы в глубине сознания, должно быть: вдохновлять детей к личной любви ко Христу и к Матери Божией. Если ребенок вырастет, почитая Господа и Матерь Божию как любимых Личностей, эта любовь утвердит его сердце в Боге, и даже если он позже пройдет через сомнения, и даже отойдет от Церкви, по крайней мере, он не будет против Христа в сердце своем, а это может оказаться довольным для его спасения.

Религиозное воспитание детей осуществляется преимущественно личным примером и молитвенной атмосферой любви в доме. Здесь затрагивается детское сердце; без объяснений ребенок стяжает молитву как самое естественное дело, и, не нуждаясь в логических доказательствах, он знает Божие присутствие.

Из жизни Святых можно часто увидеть, как на судьбу того или иного Святого повлиял кто-нибудь праведный, которого он просто видел. Св. Нектарий всегда помнил любовь своей бабушки и как она стояла на молитве перед иконами.

Любовь, и молитва, и пример бывают куда более эффективны, чем слова - в действительности, они-то и дают силу словам - в деле приведения детей к Богу. Наш труд, как родителей и религиозных наставников, - часто труд скрытый, подспудный, и он дает нам опыт "страшного" аспекта человеческой свободы: никто не может навязать любовь к Богу другой личности. Мы бы и не хотели, чтоб было иначе; мы хотим любить Бога свободно и желаем этого всему человечеству. Но в то же время наша молитва за любимых детей причиняет нам непрестанную внутреннюю боль. Легче говорить, чем молиться.

Когда мы пытаемся объяснить детям словами что-то о Боге, и подходящие слова не приходят, или разговор уклоняется в сторону, не нужно во что бы то ни стало продолжать объяснение - мы должны следовать вдохновению от Бога и настроению ума ребенка. Не столько словами мы сможем помочь нашим детям, сколько своим хождением пред Богом. Иные взрослые христиане думают, что Бог не присутствует в разговоре, если Он не является предметом разговора.

Наилучшие педагогические методы бывают направлены на то, чтобы научить детей учиться. Есть такая пословица: "Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь". Подобным образом мы понимаем нашу задачу как православных родителей и наставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога и Святых, всё прочее приложится им (ср. Мф. 6, 33).

Дети в православных семьях (и не в последнюю очередь в семьях духовенства) иногда страдают своего рода "несварением" от излишнего слышания о Боге, или о церковных делах. Они могут из вежливости продолжать слушать, но нельзя не заметить, что им уже совсем не интересно слышать что-либо еще о Боге, и даже что они уже начинают уставать "от Него" и хотели бы отдохнуть "от Него". В катехетическом классе всегда можно увидеть детей с очень неодинаковыми способностями и расположенностью слушать о Боге, и легко можно нанести серьезный духовный вред, если не говорить с каждым соответственно его мере. Мы пытаемся вдохновить, но мы не должны навязывать. Даже один и тот же ребенок может быть в одно время более духовно восприимчив, нежели в другое.

По каким критериям мы судим о ценности урока по Закону Божию? Гораздо важнее, если дети уходят из класса с большим желанием любить Бога, чем если выполнена программа преподавателя. Бывает, что какой-нибудь предмет особенно занимает сознание детей, и иногда может быть духовно плодотворнее поговорить об этом. Иногда их перебивания и замечания (не в том случае, конечно, если они хотят просто помешать ведению урока из баловства) дают ключ к их действительному состоянию и интересам. Истинная проба таким урокам не в том, сколько фактов запомнили дети, а в том, вышли ли они из класса с более глубоко прочувствованным сердечным убеждением, что Церковный путь - путь настоящей жизни. Имена и факты - только крючки, на которых можно развесить перед детьми эту истину.

Многие хотели бы услышать от учителя перечисление детских вопросов или ответов о Боге. Дети, и правда, говорят очень трогательные или забавные вещи. Но беседы с детьми совсем не похожи на коллекционирование занятных высказываний. Ребенок, однажды давший повод его процитировать, мог до этого потребовать месяцы, и даже годы - не балуя учителя никакими "показательными" высказываниями - на то, чтобы в нем, наконец, зародилось доверие к учителю. А еще учитель мог потратить многие часы, говоря о телевизоре, или школе, или еде, или играх, - прежде чем ему было позволено хотя бы упомянуть о Боге.

Самые лучшие учителя - это те, которые в хороших отношениях с детьми. Дети часто готовы принять вполне категоричный ответ от того взрослого, чью любовь чувствуют и чьему мнению научились доверять. "Ничто не бывает столь поучительно, как сие: любить и быть любимым" (Св. Иоанн Златоуст).

Дети примерно с семи лет могут начать серьезно задумываться над метафизическими проблемами вроде "кто сотворил Бога?" и настойчиво пытаться понять вечное бытие.

Иконы очень хороши для детей, чтобы узнать и полюбить Христа и Святых. С самого раннего возраста ребенок может иметь иконы Спасителя, Божией Матери, Святого в своей кроватке и в комнате. Иконы возбуждают в детях вопросы, и сами иконы отвечают на них. Иконы должны всем нам говорить прямо, зримо - взрослые так любят выражать словами и рационализировать даже свой зрительный опыт! Дети часто постигают глубокие богословские тайны через иконы - например, сравнивая икону Распятия с иконой Воскресения. Они не всегда могут адекватно выразить постигнутое таинство, но их слова и выражение лица показывают, что оно проникло в их сердце и сознание.

Икона может очень помочь на уроке Закона Божия; но к ней всегда должно сохранять почтительное отношение, как к предмету, требующему благоговения, даже в том случае, если в центре внимания ставится её педагогический аспект.

С ранних лет можно привить детям любовь к Священному Писанию и Житиям Святых. Необходимо, чтобы они видели по своим родителям и наставникам, что и Писание, и житийные истории насущны и жизненны для нас и сегодня, - и это гораздо важнее, чем то, сколько они прочтут и как много исторических фактов запомнят. Необходимо и разнообразие в том, что мы рассказываем им дома. (Им не помешает и знание известных народных сказок). Рассказы из Писания и из житийной литературы должны преподноситься как наиболее достойные внимания, и чтение их не должно стать "благочестивой обязанностью".

О посещении Церковных служб

Дети в Православной Церкви являются полноценными членами Тела Христова. У нас нет специальных детских служб, потому что мы осознаем, что опыт участия человека в церковной службе - опыт не только умственный. Даже если ребенок еще не понимает всего, что происходит в храме, он может видеть, слышать, чувствовать запах и вкус, осязать самостоятельно и испытывать присутствие Духа Святаго. Мы не должны лишать своих детей этого опыта; мы должны научить их ценить его, ожидать его с нетерпением, участвовать в нем - молитвою и всеми возможными способами.

Но не перегружайте детей излишне длительным домашним молитвенным правилом и не берите их на все службы только потому, что вам хотелось бы там быть. Мы вовсе не должны потакать их лености к хождению в храм, но, если церковь станет для них обременительной обязанностью, они могут в какой-то момент восстать против нее.

Трудно настаивать на определенной продолжительности ежедневного общего утреннего и вечернего правила для всей семьи. Могут различаться возраст, характеры детей, а также может меняться их настроение день ото дня. Но необходимо, чтобы родители являли пример (хотя и не стремясь нарочно произвести впечатление!) регулярной молитвы как неотъемлемой органической части их дня, и чтобы дети видели, как это помогает им. Родителям стоит советоваться о каждом ребенке со своим духовным отцом, а также делиться опытом с другими семьями. Научившись читать, дети могут предпочесть проходить правило самостоятельно, стоя перед иконами в своем собственном или общем семейном углу. Вместе с тем, обычно им очень нравится принимать участие в чтении, когда все молятся вместе. Каждый из них может получить и индивидуальные указания для руководства в молитве от духовного отца, вплоть до небольшого своего собственного правила - кто может "понести" сие. Искренность и постоянство молитвы важнее ее продолжительности. Лучше пусть "правило" будет совсем маленьким (хоть до нескольких минут); ребенок сможет по вдохновению сам продлить время своей молитвы. Напоминания о молитве не понадобятся, если уже выработана привычка, и ребенок осознает необходимость просить у Бога благословения. Без сомнения, надоедать ему бесконечными напоминаниями не поможет. Постоянное молитвенное правило для дошкольников должно быть поставлено целью, но не беспокойтесь, если не каждый день удается его выполнить. Часто бывает проще добиться краткой молитвы перед сном около кроватки вместе с одним или обоими родителями, а также молитвы до и после еды.

Невозможно предписывать общие правила по поводу числа церковных служб, на которых должно присутствовать детям. Каждый случай нуждается в рассуждении и молитве, и руководстве духовника. Главное, нужно понять, что родители не должны чувствовать себя виноватыми, если им придется бывать в храме меньше, чем хотелось бы, ради детей, еще не пришедших в их меру. Не надо винить детей и обижаться на них; лучше принять это как то, что делается для их пользы сегодня, и в будущем - для их спасения. Нередко, смирившись с этим, родители начинали чувствовать себя ближе к Богу и чаще испытывали Его благодать, чем когда они по нескольку раз в неделю бывали на службах, пренебрегая семьей, или нерассудительно часто приводили насильно своих детей. Жизнь наших детей становится нашей жизнью - в этом состоит родительское "истощание", кенозис, и это привлечет к нам благодать Божию. "Всему свое время"; когда наши дети станут независимы, у нас будет больше времени ходить на службы.

На службах мы "сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу" предаем. Если мы не можем поститься, или читать, или быть на службах столько, сколько бы нам хотелось, нужно напоминать себе, что та молитвенная жизнь, которую мы имеем, должна всегда быть истинной, не искусственной. Когда мы живем реалистично и действительно предаем всю свою жизнь Богу, нам открываются Господом чудесные возможности нашего реального положения. Время, которое мы выкраиваем на уединённую молитву и чтение Писания (а мы непременно должны найти на это время) не должно быть за счет необходимого общения с семьей. Все, что мы делаем, должно иметь одну цель стяжания Духа Святого; а это значит - искать сообразное с волей Божией о нас в нашей реальной ситуации. Если мы родители, то выполнение своих святых обязанностей по отношению к семье освятит нас в той же мере, в какой и пост, и уединенная молитва, и чтение. Нужна рассудительность, чтобы определить себе меру ежедневной молитвы уединенной, избегая всех крайностей. Семья не может оправдать того, что мы никогда не остаемся с Богом наедине, но и стремление к уединению нельзя выставлять поводом для пренебрежения семейными обязанностями.

Дети, которые в храме страдают скукой, легче преодолевают это, если они не боятся об этом говорить. Можно упомянуть об этом, как об искушении, постигающем и взрослых. (Дети замечают иногда, как взрослые смотрят на часы, или пускаются в разговоры). Научите ребенка во время службы рассказывать прямо Господу о своих проблемах и радостях, если он устает слушать службу, - и даже говорить Ему об этой своей скуке и просить, чтоб Бог Сам помог ему найти интерес к службе. (Когда мы "не можем молиться", надо первым делом сказать об этом Богу, потому что это знак духовного недуга). Маленьких детей иногда приходится на время вынести из храма, или дать им что-нибудь посмотреть или подержать, или объяснить, что происходит, или показать что-нибудь в храме. Можно приносить их только на какую-то часть длинной службы. Взрослые, которые поют, читают, или прислуживают, или участвуют в соборной молитве, должны позаботиться о том, чтобы делать это достойно, так, чтобы вдохновлять присутствующих, и особенно, чтобы не оттолкнуть детей и других, не принадлежащих к церковному клиру. "...А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею, и потопили его во глубине морской". (Мф. 18, 6).

О принятии Св. Причащения

Дети должны готовиться и ожидать с нетерпением принятия Св. Христовых Тайн с самого раннего возможного возраста. Пастырям и наставникам очень трудно бывает говорить о Св. Причащении, должным образом вдохновляя детей, если те привыкли относиться к этому, как к чему-то обыкновенному - просто тому, что они делают на каждой Литургии. Нет ничего страшного в том, чтобы причащаться не за каждой Литургией, на которой присутствуете, без исключения; это, во всяком случае, не так вредно, как причащаться без подготовки (хотя бы начиная с предшествующего вечера), без покаяния, стремления, страха Божия, определенного времени для благодарения потом и без убеждения, что мы приемлем дар невыразимой святости. Нельзя забывать, что возможно причаститься и "во осуждение" (Ср. 1 Кор. 11, 27...). Мера благодати, которую мы получаем во Святом Причащении, зависит от нашего приготовления так же, как и от Божия дарования, которое вовсе не "автоматически" нам подается. Православное понимание таково, что подготовка и расположение играют большую роль, чем частота, с которой мы приступаем к Св. Тайнам. Богохульно и духовно опасно заставлять или уговаривать любыми средствами детей (даже маленьких) принять Св. Тайны против их воли. Я слышала об одном русском богослове, который всю жизнь помнил, как несколько раз в год вся их семья готовилась ко Св. Причащению, вычитывали подобающие молитвенные правила, перед принятием Таинства все испрашивали друг у друга прощения. Те дни, в которые они причащались Св. Таин, были днями особенными, запоминавшимися надолго. Частое причащение предполагает большее аскетическое усилие, и семья должна быть способна понести соответствующую меру "аскезы". Каждому подобает получить благословение своего духовного отца - в том числе, и дети, с того момента, как начинают ходить на исповедь, могут получить индивидуальный совет для себя об этом, центральном, аспекте христианской жизни.

Подходя к решению вопросов о посещении богослужений, о Св. Причастии, о домашнем молитвенном правиле, нужно иметь в виду не только непосредственный результат, но и отдаленное будущее: что будет наилучшей подготовкой ребенку к тому, чтобы всю жизнь прожить по-христиански в этом мире? Что заронит в него семя духовно здорового отношения ко Христу, к Церкви, к Таинствам? Что поможет ему сохранить до взрослого возраста желание познать Христа и иметь единение с Ним? Бывает, что дети часто посещают церковь, и при этом внутренне противятся и отвергают благодать. Некоторые атеисты были воспитаны в благочестивейших семьях.

Когда мы говорим с совсем маленькими детьми о Св. Причастии, они могут негативно реагировать на выражение "Тело и Кровь Христовы". Это возникает больше в контексте обсуждений, нежели самой Литургии. Возможно, для них достаточно слышать слова Евхаристического канона во время службы и то, что говорит священник, причащая их. В другое время можно говорить о Христе, входящем и пребывающем в нас, о принятии Христа. Безусловно, ни в коем случае не должно отрицать, что мы приемлем Христовы Тело и Кровь, но иногда наши "объяснения" только вызывают в детском воображении мясо и кости, и они чувствуют отвращение. Христос дает нам Себя в виде хлеба и вина именно потому, что нисходит к нам, зная, насколько трудно нам было бы в другом случае причаститься Его жизни.

Часть IV                                         Содержание                                        Часть VI...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»