Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Вместо предисловия
• Перед рождением ребенка
• Рождение ребенка
• Первые впечатления, представления и мысли ребенка
• Детские годы
• Детская подражательность
• Наказания, награды, похвалы, порицания, ласки
• Домашнее учение ребенка
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




 

VII.
Домашнее учение ребенка.

Слушай, сыне, отца твоего наказание, да мудр будеши в последняя твоя
(Кн. Притч. Солом., гл. XIX—20)

Обучение ребенка наглядное и катихизическое, т. е. с голоса, путем рассказов, начинается с того времени, когда у ребенка проявляется первое сознание. В это время, как и вообще в первые детские годы, наглядному обучению весьма способствует пытливость и любознательность ребенка, беспрестанное задавание им вопросов, желание узнать, что он видит, для чего виденное существует и т. п. Катихизическое учение лучше всего вести по картинам, потому что дети чрезвычайно любят рассматривать картинки. Вспомните как охотно маленькая девочка, еще не умевшая говорить, рассматривала, под руководством матери, Видимый Мир знаменитого педагога славянина Коменскаго. Мать показывала ей картинки и называла изображаемое на них. Ежедневное рассматривание книжки Коменского привело к тому, что девочка на вопросы матери: где лошадь, где волк, где лев? безошибочно указывала требуемое, и таким образом по Видимому Миру малютка ознакомилась с миром животных. Девочку занимала книжка Видимого Мира, или, вернее, картинки книжки, и она сама указывада на нее матери, приглашая ее к уроку наглядного обучения.

Путем катихизическим дети могут ознакомиться с теми эпизодами священной истории, которые и для детского возраста представляют интерес, например с историей Иосифа, и из истории отечественной. Эти разсказы, стихотворения и устная передача сказов и басен будут развивать детский ум, давать направление сердцу и воле ребенка.

Из русской истории должны быть передаваемы дитяти такие разсказы, которые затрагивали бы его сердце, которые могли бы вложить в душу ребенка зародыши любви к родине, к нашей родной свято-русской земле.

Если наука в высших своих областях является как бы интернациональною, космополитическою, то первоначальное обучение ребенка в семье должно наоборот носить исключительно-национальный, патриотический характер. Русская мать должна воспитать русского, а не космополита, пристрастного ко всему иноземному и все иноземное охотно перенимающего.

Само собою разумеется, что первые уроки, полагающие основание всей умственной жизни ребенка, никто не может вести с большим успехом, как любящая мать, так как эти уроки, как и все последующие детские уроки, должны быть ведены вполне воспитывающим образом, а первая естественная воспитательница ребенка - мать. Уже этот долг, налагаемый на женщину природою, указывает, что образование женщины должно быть поставлено на твердых началах, ибо только подготовленная образованием мать может быть полезною воспитательницею своего ребенка. Поэтому для правильного воспитания детей низшего сословия, желательно увеличение числа народных школ, в которых будущие матери могли бы получать не только образование, но и воспитание: народная школа должна воспитывать нравственных и религиозных людей по началам православной Церкви и русской народности. Желательно, чтобы народные школы сообщали девочкам такие познания, которые давали бы возможность прошедшей школу, сделавшись материю, вести правильно воспитание и первоначальное обучение своего ребенка. Для народных школ полезно было бы составить книгу для чтения из таких стихотворений и эпизодов из отечественной истории, которые могли бы служить к воспитанию патриотического чувства; в эту книгу должны войти и рассказы из священной истории, доступные детям.

Много полезного и поучительного может быть сообщено матерью—воспитательницею в этих наглядных и катихизических беседах. Много добрых семян может быть посеяно в чистой душе ребенка.

Развить врожденную ребенку пытливость, обратить ее на полезное и поучительное, изощрить его наблюдательность и внимание, которые так необходимы для последующего учения и для жизни, размягчить его сердце, укрепить и направить его волю, вот задачи домашнего воспитания и обучения, задачи нелегкие, требующие со стороны матери полного внимания, полной сосредоточенности, всецелого посвящение себя своему ребенку. Мать должна помнить, что от нее, от ее воспитательной деятельности зависит все будущее ее ребенка. Если она это сознает, пойдут ли ей на ум какие бы ни было развлечения и удовольствия?

Любитель цветов и садовник, с любовию занимающийся своим делом, посадив хорошие цветочные семена и получив маленькие ростки, ухаживает за ними со всем вниманием, поливает их бережно, чтобы не залить, чтобы сильною струею воды не искривить нежные ростки, потом пересаживает каждый росток отдельно и за каждым ухаживает тщателъно, поливает сколько нужно, привязывает их к подпоркам, чтобы росток держался прямо, обрезывает сухие листки, и так изо дня в день со всею заботливостью лелеет растение. И как он радуетея его росту и цветению, с каким наслаждением вдыхает его аромат. Если любитель цветов и садовник с такою неутомимою заботливостию ухаживают за цветочным растением и, доводя его до пышного цвета, с восторгом любуются им; то во сколько раз должны быть сильнее заботы матери, ухаживающей за своим дорогим ребенком, и какой восторг объемлет ее душу, когда она доведет свою радость и отраду до такого состояния, что может с сознанием достигнутого успеха любоваться не его телесною, увядаюшею красотою, но его внутреннею, прочною, неувядающею красотой. Но чтобы иметь такое наслаждение, матери предстоит много труда, много дум и забот; требуется всю себя отдать делу выращения, образования и востатания своего дитяти.

Предварительный курс обучения продолжается до самого приступа к систематическому обучению.

Когда начинать обучение ребенка чтению и письму? Разрешение этого вопроса зависит от индивидуальности ребенка. Если ребенок здоровый и способный, его можно начинать учить чтению и письму с пятилетнего возраста, если он слабосильный и туго развивается, то следует отложить начало систематического учения до 7-ми и даже до восьми лет. Начинать учить с 5-ти лет можно только тогда, когда ребенок сам напрашивается на учение, и вести обучение нужно так, чтобы оно не надоедало дитяти, чтобы урок прекращаем был при первом проявившемся утомлении ребенка.

Способ обучения чтению и письму предоставляется вполне желанию матери: к какому способу она привыкла и какой усвоила, тем пусть и обучает. Мы лично стоим за способ совместного письма-чтения, при котором ребенок в одно время обучается письму и чтению, читает то, что напишет. Но по какому бы способу ни обучали ребенка чтению желательно, чтобы при чтении ребенок читал целые, имеющие смысл слова, а не отдельные слоги, чтобы он понимал читаемое, чтобы ему истолковалось каждое прочитанное им слово. Это весьма важно для всего последующего учения: привыкнув на уроках чтения узнавать смысл каждого прочитанного им слова, он впоследствии и при самостоятельном чтении будет останавливаться на каждом незнакомом ему слове и спрашивать его значение, т. е. привыкнет читать со смыслом а не заниматься лишь, подобно Петрушке Гоголя, бессмысленным процессом чтения. Насколько это важно, понятно каждому.

При обучении письму желателъко, чтобы буквы давались ребенку для писания в генетическом порядке: сначала буквы, могущие служить элементами, потом постепенное их нарощение, н, п, с, о, а, и т. п.

С обучением письму и чтению рядом можно вести счет, к которому ребенка следует приучать еще во время приготовительного курса. При обучении счету впереди должно идти умственное счисление. Чем сильнее будет ребенок в умственном счете, тем легче впоследствии усвоится им письменное счисление.

Одновременно с обучением письму-чтению и счету происходит упражнение памяти, состоящее в заучивании стихотворений, доступных детскому возрасту. И тут соблюдается то же правило: стихотворение даются для заучивания только такие, которые ребенок вполне понимает. Ничего непонятного давать ему учить не следует. Выбором стихотворений можно способствовать развитию и укоренению в ребенке религиозного и патриотического чувства.

К молитвам, изученным прежде с голоса, присоединяются в этот период обучение молитвы, прочтенные и затем выученные самим ребенком. Молитвы для изучения нужно давать такие, которыя вполне понятны ребенку.

К эпизодическим рассказам из священной истории и из истории отечественной, слышанным ребенком от матери, прибавляются рассказы, прочитанные им самим.

И в этот период обучения мать остается единственною учительницею своего дитяти, и в этот период обучения она более всего заботится о развитии религиозного и патриотического чувства в своем ребенке. К развитию религиозного чувства особенно способствует частое посещение Церкви Божией, этой лучшей и благодатной школы, где чтение, молитвы, песнопение и обряды,—все наглядно раскрывает сущность христианской религии и воспитывает в юном восприимчивом сердце дух братства, любви и милосердия. Желательно, чтобы каждый раз, перед отправлением с ребенком в церковь, мать прочитывала ему евангение дня: таким образом ребенок постепенно будет знакомитъся с этою божественною, настольною книгою каждого христианина, и незаметно будет впитывать в себя „глаголы живота вечнаго". (Ев. от Иоанна, гл. VI—28). Патриотическое чувство на столько должно быть укреплено в ребенке в этот период, чтобы он гордился тем, что он русский. Когда ребенок выучится читать, тогда нужно давать ему книти для чтения с выбором, на что мы уже обратили внимание выше. В этот период обучения, до отдачи в общественное учебное заведение, ребенку следует вложить любовь к чтению.

Хорошо было бы обучить его какому нибудь ремеслу, которое служило бы ему отдыхом от учения и вместе гимнастикою, укрепляющею тело. Да не подумают, что мы отвергаем необходимость отдыха для ребенка. Отдых, состоящий в прогулке на чистом воздухе, в беготне, необходим для здоровья.

В этот же период обучения, если родители имеют достаточные средства, следует учить ребенка одному или двум иностранным языкам, но начинать это обучение не ранее как ребенок усвоит себе хорошо родной язык. Известный педагог Коменский (1592—1671) говорит: „сначала пусть учат отечественному языку, потом языку соседнего народа, а там уже латинскому, греческому, еврейскому, всегда один язык за другим. Нельзя начинать многие языки сразу, это путает".

Трудно одобрить обычай, по которому ребенок, с самых первых лет, когда у него только что развязывается язык, отдается в руки бонны-иностранки, и начинает говорить на чужом языке, а родной язык перенимает только от русской прислуги. Это делается, конечно, с тою целью, чтобы ребенок усвоил себе чистое иностранное произношение, которое дается большею частью лишь в детские годы.

Учите ваших детей иностранным языкам, "в том бо честь есть от иных земель", говорит завещание Владимира Мономаха; но ради Бога, не отдавайте малюток в бесконтрольное распоряжение воспитателей—иностранцев, блюдите за детьми неусыпно, чтобы иностранный воспитатель не отбил овцы от русского стада.

По нашему убеждению, обучение родному языку должно идти впереди обучение языкам иностранным, должно быть базисом всякого обучения. Иначе иностранные языки будут рости без корня, и знание их будет лишь поверхностное, не развивающее. Ребенок будет болтать на иностранном языке бойко, как иностранец, но твердого знания у него не будет.

Не можем не вспомнить одного случая, могущего служить подтверждением наших слов. Один наш хороший знакомый, говоривший по - французски, так сказать, с колыбели, человек светски образованный, но не прошедший основательной школы, принялся по приезде вместе с нами в Петербург, за чтение нового купленного им французского романа. Так как словаря у него под руками не было, то он беспрестанно обращался к нам с вопросом, что значит такое-то слово. Когда после многих таких вопросов, мы выразили удивление, как это он, так свободно говорящий по французски, не обладает достаточным запасом слов,он ответил с полною откровенностью: „нас приучают с малолетства болтать по французски, и мы болтаем как попугаи, но твердости и основательности в наших знаниях нет ни малейшей". И ради такого то знания иностранных языков отдавать своего ребенка на порчу в руки иностранцев!

Мы выше сказали, что следует учить ребенка одному или двум иностранным языкам, по нашему мнению, никак не более двух: изучение трех иностранных языков поведет только к большей поверхностности и будет путать ребенка. И два языка не легко усвоить русскому мальчику, который обязан еще учиться церковно-славняскому языку. По усвоении двух языков, ознакомление с третьим и даже с четвертым значительно облегчается. Не можем не обратить внимания на то, что раннее одновременое изучение нескольких языков, несомненно, будет во вред развитию мышления и сообразительности. Вспомнив знаменитого полиглотта Меццофанти, который знал до 50 языков, но за то на столько мало имел сообразительности, что при таком знании не мог делать сравнений, обобщений и выводов. Лучше один, два языка знать основательно, чем много языков, да кое как, в ущерб развитию мыслительной способности.

В этот же период обучения достаточные родители обыкновенно обучают своих детей музыке и пению.

Вводить эстетический элемент в воспитание детей весьма желательно и полезно; но необходимо сообразоваться со способностями ребенка. Это и соблюдается относительно художественного рисования, которому большею частью обучают только детей, выказавших способность к рисованию. Но нисколько не принимают во внимание способностей ребенка при обучении пению и особенно музыке. Сколько раз приходится слышать пискливые до неприятности голоса, распевающие различные романсы. Нередко обучают пению не только не обладающих голосовыми средствами, но даже не имеющих слуха. Справедливость, впрочем, требует заметить, что пению обучают дома большею частию девочек, так как это искусство почему-то считают принадлежностью девиц. Но музыке учат и девочек и мальчиков; весьма часто при отсутствии слуха ребенка это обучение является бесплодною потерею времени и истинным мучением для детей. А когда мальчик учится в учебном заведении, то обучение музыке производится нередко с явным ущербом для его школьного учения.

Желательно было бы для пользы детей значительное ограничение моды на музыку и пение. Следует принять за правило, чтобы как художественному рисованию, так музыке и пению учить только детей, обнаруживших очевидные способности к этим искусствам. Затем, обучение искусствам, включая сюда и танцы, производить в свободное от учебных занятий время, так как приятное не должно иметь перевеса над полезным.

Домашнее обучение, как мы уже сказали, должно быть проникнуто воспитательным характером. Домашнее обучение и вместе воспитание должно по возможности ознакомить ребенка с Евангелием и вложить в него, словом и примером родителей, любовь и благоговение к Евангельскому учению, учению любви и милосердия, к святой нашей православной Церкви, верной хранительнице божественного учения Спасителя. Оно должно развить, в мере возраста, ум ребенка, смягчить его сердце, направить к доброму, честному и нравственному его волю.

  ...Предыдущее                                            Содержание                                        



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»