Церковная школа Церковная школа. Сайт Отдела по религиозному образованию и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви.
  •  Церковная школа / Методический кабинет / В помощь родителям / П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности” /

• О себе
• Подразделения отдела
• Методический кабинет
• Методические рекомендации
• Организация воскресных школ
• Учебники и пособия
• Образцы учебных программ
• Организация внеклассной работы
• Молодежное служение
• Православные лагеря
• Организация праздников
• Театральные постановки
• Игротека
• Социальное служение
• В помощь родителям
• Советы одной матушки
• м.Магдалина “Мысли о детях в православной церкви сегодня”
• о. А. Маляревский “Религиозное воспитание в семье”
• П. Д. Шестаков “Мысли о воспитании в духе православия и народности”
• Вместо предисловия
• Перед рождением ребенка
• Рождение ребенка
• Первые впечатления, представления и мысли ребенка
• Детские годы
• Детская подражательность
• Наказания, награды, похвалы, порицания, ласки
• Домашнее учение ребенка
• Мамина школа
• НП детям в семье
• Прочее
• Наше служение
• Библиотека
• Интернет
• Поиск
• Карта сайта
• Полезные статьи




I.
Перед рождением ребенка.

По сих же днех зачат Елизавет жена его,
и таяшеся месяц пять, глаголющи:
яко тако сотвори мне Господъ во дни,
в няже призри отъяти поношение мое в человецех.
(Ев. от Луки I, 24—25).

И слышаша окрест живущий ее и ужики ея,
яко возвеличил есть Господь милостъ свою с нею,
и радовахуся с нею.
(Ев. от Луки 1, 58).

Материнство—прирожденное чувство женщины. Вложенное в нее природою, материнское чувство проявляется еще в детские годы. Девочка пеленает, нянчит и нежными именами ласкает свою куклу, собачку, кошку, носится со своим воображаемым ребенком, целует его, убаюкивает на руках, кормит и укладывает в свою постельку. И все это делается серьезно; крошка мамаша преисполнена важностию лежащих на ней материнских обязанностей. Она обидится, если кто обратит в шутку ее материнские заботы, она горько заплачет, если у нее возьмут ее ребеночка. Конечно, в этих действиях девочки, изображающей матъ, есть и подражение, которым вообще отличаются дети; но в основе все же лежит вложенное природою материнство. Это чувство с особенною силою высказывается тогда, когда девица выходит замуж и делается женщиною. С какою едва скрываемою радостию встречает она первый признак начинающейся беременности, с какою гордостию носит свое приятное бремя, с каким особенным,сладостным чувством ощущает первое биение сердца, первое движение своего уже горячо любимого ею ребенка.

В семье, ожидающей дорогого, благодатного маленького гостя, начались приготовления. Выбирается материал почище, побелее, понежнее; кроится и шьется белье, которое украшается ленточками, бантиками, чтобы все было понаряднее, покрасивее; делаются свивальники, чтобы бережно связывать ими хрупкие, нежные члены ребенка; изготовляется мягкое, теплое одеяльце, чтобы покрывать и защищать от ходода зябкое тельце; принимаются заботы об устройстве для малютки удобной кроватки, которая служила бы ему колыбелью и местом отдыха от его неустанного движения своими маленькими ручками и ножками.

Благоразумная будущая мать, чтобы сохранить ребенка, бережет и себя, не позволяет себе не только танцев и прыжков,но и слишком быстрого движения и всякого утомления физического и волнения душевного.

Будущие отец и мать оба внимательно еще раз осматривают свое помещение, чтобы найти для дитяти уголок посуше, потеплее и поудобнее, хотя бы это повело к некоторому стеснению самих родителей.

Так заботливо приготовляются будущие родители к приему крошки—гостя. Такой гость достоин заботы. Не о нем ли сам Господь наш Иисус Христос говорит: Аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в царствие небесное. Иже убо смирится, яко отроча сие, той есть велий в царствии небесном. (Ев. от Матф. XVIII, 3—4). Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца моего небеснаго. (Ев. от Матф. XVIII, 10).

Но все эти заботы родительские, о которых мы говорили, касаются лишь физического здоровья ребенка. Какие же приготовления делаются будущими отцом и матерью, при ожидании , одного из малых сих", в видах нравственного здоровья и благосостояния ожидаемого крошечного, безпомощного существа? Отцы и матери, кто ответит нам на этот вопрос: как и чем готовимся мы к принятию этого чистого гостя, Ангел которого всегда видит лице Отца нашего Небесного? Приготовляем ли мы и для души ребенка такой же безвредный, уютный кров,такую же чистую, незапятнанную ничем,невинную жизнь, которая могла бы служить ему образцем: такие же крепкие свивальники в наших собственных нравах, обычаях,охватываемый которыми отовсюду ребенок мог бы рости и укрепляться духом,исполняяся премудрости? Заботимся ли мы удерживаться от наших дурных не только мыслей, желаний и увлечений, но и от наших дурных дел,поступков,привычек, которые могут соблазнять и растлевать чистую душу нашего маленького гостя. Вспомним Евангельское слово: И иже аще приимет отроча таково во имя мое, мене приемлет. А иже аще соблазнит единого малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей. Горе миру от соблазн: нужда бо есть приити соблазном: обаче горе человеку тому, имже соблазн приходит (Ев. от Матф. XVIII, 5—7). Огцы и матери, не относятся ли эти слова и к вам? Не приходит ли к нашим детям соблазн от нас самих? Если каждый из нас ответит на этот вопрос по совести, то, думается нам,многим придется ответить: горе нам; мы принимаем рождающегося ребенка далеко не так, как следует; примером своей собственной жизни мы представляем ему соблазн,своею прежнею жизнию полагаем ему препятствие к нравственному совершенствованию.

Признанный уже теперь наукою закон наследственности указывает нам,что надлежащее приготовление к принятию рождающегося на свет дитяти должно начаться задолго до его рождения. Так как, по закону наследственности, и физические и духовные недостатки родителей передаются детям, то стало быть воспитанием самих родителей обуславливается телесное и душевное состояние детей; следовательно приготовление к принятию рождающего ребенка восходит ко времени воспитания его родителей. А так как и воспитание родителей обуславливается воспитанием их родителей, то приготовление к принятию новорожденного восходит еще далее, к воспитанию его дедов, прадедов и т. д.

Понятно, что родители только что рождающегося ребенка не могут действовать на своих предков, не могут даже совершенно истребить зла, унаследованного ими от них; но они должны, по мере сил,стараться по возможности заглушать недобрые семена, посеянные в них самих, не давать им возрастать и проявляться наружу, особенно в присутствии своего ребенка. Они должны дать себе обет постоянно наблюдать над собою, постоянно сдерживать свои дурные привычки, постоянно помнить, что пред ними благодать Господня, невинное дитя, которое они обязаны принять, хранить и лелеять во имя Божие.

Девятимесячный срок беременности будущей матери должен быть временем искуса и для нее, и для ее мужа, будущего отца ребенка. Это время муж и жена обязаны всецело посвятить самообразованию, самовоспитанию, оставлению дурных привычек, приучению себя к иному лучшему образу жизни, который мог бы служить руководством и образцом для их милого дитяти. В это время будущим матери и отцу следует ознакомиться с главными, основными правилами физического возращения и духовного воспитания ребенка, здорового телом и духом, узнать, что может принести дитяти пользу и что вред, чтобы, по рождении ребенка, избегать всего, что для него вредно, и избирать лишь полезное. Это, можно сказать, самый легкий труд, предстоящий будущим родителям: если у них есть охота, они в 9 месяцев довольно основательно могут изучить теорию детского воспитания, как вести ребенка в первые годы его жизни.

Но затем предстоит для них самое трудное дело—самовоспитание. Нет ничего труднее, как постоянно, строго и бдительно наблюдать над самим собою и сдерживать самого себя. Победа над собою есть самый труднейший подвиг, самая блестящая победа, одержать которую без помощи Божией, без теплой молитвы к Богу, невозможно.

Привыкла, например, молодая женщина сыпать цветами остроумия, шутить, смеяться над другими, злословить, привыкла потому, что так все делают,что ее острые слова, шутки и смех возбуждали веселость в обществе знакомых,были предметом одобрения людей близких, семейных. Сумеет ли она отвыкнуть от этой своей привычки, которая притом казалась ей достоинством, а не недостатком?

Привыкла молодая женщина легкомысленно вертеться в кругу молодежи, гулять по публичным садам, часто посещать театр, концерты, вечера, балы, это доставляло ей не только развлечение, но и удовольствие, тем более, что она везде бывала с мужем, которого она искренно любит. Сумеет ли она отказаться от этих удовольствий и почаще сидеть дома близ колыбели своего дорогого ребенка? А ведь ей придется отказаться от общественных собраний, от многих развлечений, если она хочет предохранить свое дитя от вреда, который может произойти с ним в ее отсутствие. Неужели она ради вечера и бала удалится от своего ребенка, когда простая, неразвитая мать татарка возит с собою в крытой повозочке свое дитя, даже на сельские работы? Вот для отвыкания от несвойственных матери привычек, готовящаяся быть матерью и должна употребить свой 9-ти месячный искус, время ношения ею сладкого бремени. Отвыкнуть от этих прежних привычек необходимо и для здоровья ей самой, и для благополучного разрешения от бремени, и для здоровья будущего ребенка.

В это время нужно,—нужда велит, отвыкать от чрезмерных узких платьев, и от слишком высоких каблуков, и от излишне откровенного одеванья, и от излишней, ни к чему неведущей, кроме как к стеснению мужа, роскоши, и от неумеренности в еде,—словом от излишеств, лишь видимо украшающих и услаждающих жизнь, в сущности же вредящих физическому здоровью, а иногда отражающихся вредом и на духовной стороне человека.

Еще более борьбы с самим собою предстоит будущему отцу, тем более борьбы, чем больше бесполезных и даже вредных привычек усвоил он себе во время холостой своей жизни.

Кутежи, попойки, веселыя оргии, прощайте, вам не место у отца семейства. Если он имел несчастную привычку по временам напиваться допьяна, ему следует бросить эту дурную привычку навсегда, потому что отцу семейства пить и напиваться допьяна не только не прилично, но и непростительно и грешно, так как он своим примером заразит и своих сыновей, которые сперва из подражания отцу, а там по привычке легко сделаются пьяницами. Считаем долгом оговориться, что страдающему запоем совсем не следует жениться: дети алкоголиков, как показал опыт, или предаются тому же пороку, или сходят с ума, или подвергаются различным болезням.

Будущий отец, привыкший много курить, лучше сделает,если во время девятимесячного искуса бросит курение, иначе его дети тоже будут отравлять себя никотином, приобретая от отца бесполезную и ничем не вызываемую потребность к курению. Не отцы ли виноваты в том,что страсть к курению охватила даже отроков, перелилась, к сожалению, и в женщин,—а курящая, точно также как и пьющая водку женщина представляет жалкое, болезненное явление?

Картежнику, привыкшему играть в карты с увлечением следует отстать от своей привычки: картежная игра— занятие самое бессмысленное, но могущее увлечь, отвлечь от серьезного дела и даже испортит характер человека до неузнаваемости.

Записной клубист, взявший привычку, будучи холостым, ежедневно проводить вечера в клубе, нравственно обязан, уже ради жены, оставить эту холостую привычку, чтобы проводить вечера вместе с женою, а в продолжение 9-ти месячного искуса ему положительно нужно отвыкнуть от частого посещение клуба, которое несовместно со званием отца семейства, даже если не соединяется с картежной игрой и попойкой.

Человек с небольшими средствами, если возымел привычки гастронома, приготовляясь сделаться отцем семейства, должен позабыть гастрономию, которая, укоренившись, может лишить его жену и детей необходимого из-за излишнего.

Неженатые люди нередко в холостой компании привыкают к нескромным и несдержанным беседам;—такие разговоры неприлично вести и допускать у себя человеку семейному, потому что такие речи чистый соблазн для детей. Отец, дозволяющий при детях соблазнительные беседы—не воспитатель, а растлитель своих детей. Отец семейства! „И словесем твоим сотвори вес и меру, и устам твоим сотвори дверь и затворуи (Сир. XXVIII, 29).

Если будущий отец не привык дома трудиться, не имеет привычки читать, то в течении 9-ти месяцев он должен привыкнуть к деловому труду и усвоить себе привычку к чтению: обе привычки будут благотворно действовать на ребенка, который из подражания усвоит эти две добрые привычки, незаметно для него самого, а это послужит ему к пользе на всю жизнь.

Никогда в присутствии ребенка не следует говорить неправду. Постоянно правдивое слово отца и матери воспитает правдивость и в ребенке, а это в высшей степени важно, так как ложь есть болезнь не одних детей, но, можно сказать, болезнь нашего века.

Никогда в присутствии дитяти не должно дурно отзываться о других.

Если будущие отец и мать имели привычку спать долго и вставать поздно, нужно в 9-месячное время искуса приучиться раньше ложитъся и раньше вставать,—так здоровее и для умственной, и для всякой работы полезнее. „Сон здоровый от чрева умеренна, говорит Иисус, сын Сирахов: воста заутра, и душа его с ним" (Премудр. гл. XXXI, 22). Недаром немцы сложили поговорку: "У утреннего часа во рту золото". Приготовляющиеся быть отцом и матерью должны носить Бога в сердце своем ежечасно; должны оказывать почтение своим родителям. Бояйся Господа почитает отца, и яко владыкам послужит родившим его (Сир. гл III, 7). Корень премудрости еже боятися Господа и ветвие ее долгоденствие (там же гл. I, 20). К бедным и сирым будущие отец и мать да будут сострадательны, со всеми тихи, не гневны. Не дети бывайте умы, но злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте (I. Коринф. XIV. 20).

Наконец, пусть будущие родители постоянно помнят слова Апостола Павла: И аще раздам все имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никакая польза ми есть (1 Коринф. гл. XIII, 3). Крепкая любовь должна связывать будущих отца и мать на всю жизнь.

Тот из молодых мужей, который во время холостой своей жизни подобно мотыльку перелетал от цветка к цветку должен забыть свою ветренность и помнить, что обязанность отца семейства требует солидности и устойчивости в сердечных привязанностях, что его святой долг быть верным мужем матери своего ребенка, так как, изменяя жене он является вместе с тем нарушителем отцовских обязанностей и совершает бессердечный, низкий, позорный поступок, отнимая у своего ребенка отца и оставляя его сиротою в самый беспомощный возраст его жизни. Горе и общее презрение тому, кто это делает. Сказанное нами сейчас относится и к жене, изменяющей своему мужу и оставляющей своего ребенка без матери. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает (Мар. X, 9).

Горячею молитвою к Богу призвав благословение на свой семейный союз и приготовившись в течение 9-месячного искуса принять драгоценный плод брачного союза, во имя Божие, как подобает истинным христианам,будущие отец и мать могут с веселием в душе ожидать прихода своего ангелочка, как народ наш метко называет ребенка.

  ...Предыдущее                                      Содержание                                         Следующее...



Смежные разделы
 
© 2003-2012 Отдел религиозного образования и катехизации
Казанской епархии Русской Православной Церкви Яндекс.Метрика
Создание и поддержка сайта - проект «Епархия»
Система управления сайтом «Экспресс-Веб»